Впрочем, привычные оперативно-разыскные методы работают не всегда. Чем больше времени проходит с момента убийства, тем сложнее оперативникам выйти на след преступника. Бывает и так, что отпечатков не осталось. Тут в дело включаются эксперты, исследующие генотип человека. Это одно из самых сложных направлений в криминалистике.
В 2011-м на площадке у школы в Екатеринбурге обнаружили изуродованное тело 14-летней девочки. По горячим следам раскрыть убийство не удалось, поэтому следователи пошли другим путем. У всех мужчин, проживающих вблизи школы, взяли биоматериал для молекулярного анализа. Эксперты исследовали более трех тысяч генотипов и только спустя шесть лет смогли установить главного подозреваемого. Им оказался человек, к которому во время расследования оперативники заходили трижды. И уходили ни с чем.
Иногда на анализ ДНК-профилей всех "интересных" для следствия граждан уходят десятилетия. "В прошлом году благодаря повторному исследованию молекулярно-генетических объектов, изъятых с места убийства двух малолетних детей в Пермском крае, удалось установить мужской генотип, — рассказали в СКР. — Он совпал с генотипом ранее судимого жителя Башкортостана, которого до этого вообще не рассматривали как подозреваемого. Сейчас расследование уголовного дела продолжается, хотя с момента убийства минуло 12 лет".
ДНК-экспертиза — одно из самых эффективных и быстро развивающихся направлений криминалистического исследования улик.