• Форум доступен на основном домене:
    временно не доступен olymprc.biz
    olymprc.com
    И также в TOR сети по ссылке:

    olymp3z5tdjywb2piewcrqqtrtmkgexhrzpytnq2vuli5dpjdu764wyd.onion
    Если основной домен не доступен, то можете использовать зеркала:
    olymprc54rbqyfv3ddr2jwdqzvrayed7zg4d7izvm6sreha5ax6wtwyd.onion
    olymp4e74mzx74pz5tzryfr7slh3azefmu4cchg5vzoqzeqovuvj6gid.onion

Методы ведения переговоров.

  • Автор темы JOUR
  • Дата начала

JOUR

Служба безопасности с плюхами
Контент форума
Регистрация
10/9/18
Заметки
0
Сообщения
51,363
Симпатии
22,711
Репутация
35,374
#1


Любые переговоры по своей сути являются торгом, даже если в них не фигурируют деньги:
вы предлагаете что-то свое, а взамен хотите получить что-то чужое. Мы все когда-то были отличными переговорщиками, потому что были детьми. Дети безжалостны, не склонны к рефлексии, не знают слова “компромисс”, прекрасно видят слабые стороны родителей и умеют ими пользоваться. Они выставляют крайне завышенные требования и убеждены, что родители всегда могут прямо здесь и сейчас дать им то, чего они хотят. Так и происходит, что еще больше укрепляет уверенность детей в правильности выбранной тактики. Все меняется, когда ребенок становится подростком. Теперь ему приходится вести переговоры со сверстниками, которые вовсе не отличаются родительской податливостью. Сталкиваясь с сопротивлением, подросток начинает терять “детские” переговорные качества. Он учится вести переговоры с самим собой – взвешивать шансы, прикидывать ход событий, он открывает для себя мир компромисса. Взрослых переговорщиков в зависимости от их поведения можно разделить на четыре типа:

  • Ослы. Твердо придерживаются своих принципов, отличаются склонностью к “непродуманному, предсказуемому и упрямому сопротивлению”. Добиваются немногого.
  • Овцы. Идут туда, куда их ведут. Боятся расстроить или разозлить оппонента, радуются малому и предпочитают капитуляцию битве.
  • Лисы. Отличаются изрядной долей прагматизма и изворотливости. Хорошо понимают, что происходит. Легко “съедают” Ослов и Овец.
  • Совы. Видят далеко вперед, способны предугадать ход событий, стараются выстроить прочные отношения с другой стороной.
Торгуйтесь всегда
Переговоры – это не соревнование, их целью является не победа над противником, а достижение цели. Важно найти баланс между тем, что есть у вас и что нужно другой стороне:
купить (или продать) товар на максимально выгодных для вас и устраивающих другую сторону условиях. В нахождении этого баланса и заключается искусство переговорщика. Самое худшее, что может переговорщик сделать другому переговорщику и самому себе, – принять первое же предложение. Заключенная таким образом сделка никому не принесет удовлетворения. Продавцу вскоре начнет казаться, что он продешевил (уж слишком быстро согласился покупатель), а покупателю, что он заплатил слишком много (уж слишком быстро согласился продавец). Чтобы сделка принесла удовлетворение, необходимо вести переговоры, необходимо торговаться.
Как только обрушиваются цены, за ними следует и все остальное! Потому-то так важно удерживать вашу цену до последнего.
Торговаться имеет смысл даже в случае твердо установленной, фиксированной цены. На самом деле таких цен просто не существует. Доказательство тому – распродажи, регулярно устраиваемые розничными магазинами. Существует множество способов подвергнуть сомнению и сбить фиксированную цену. Например, можно узнать, какая скидка полагается при условии отказа от гарантии или при условии связанной покупки (стол и стулья к нему), при 100%-ной предоплате.
Принятое с ходу предложение – без усилий, без торговли – подрывает их [переговорщиков] веру в совершенную сделку и в самих себя


Уступить? Только после вас
Многие переговорщики уверены, что мелкие добровольные уступки помогут им ослабить или расположить к себе другую сторону. Это заблуждение. Оппонент (обозначение условное, правильнее воспринимать другую сторону не как противников, а как партнеров по переговорам) может усмотреть в уступках вовсе не добрую волю, а слабость. Зачем же ему отвечать взаимностью? Он и так получает то, чего хочет. Что касается соображения “Мелкие уступки помогают сдвинуть переговоры с мертвой точки”, то в реальности сдвигается лишь позиция уступающего. А другая сторона получает хорошую возможность сдвинуть ее дальше и дальше. Кроме того, следует помнить:
то, что вы считаете мелочью, для другой стороны может иметь значительно бόльшую ценность.

Если приверженцем добровольных уступок является другая сторона, вы их делать вовсе не обязаны. “Ничего задаром” – самое главное правило переговоров. А если все-таки приходится делать шаг навстречу, то следите за тем, чтобы другая сторона тоже его совершила, и желательно пошире. Никто не спешит шагать навстречу? В таком случае избежать тупика поможет самое полезное слово переговорщика – “если”. С него следует начинать любые предложения и вынужденные уступки:
“Если вы немного скинете, то я куплю прямо сейчас”, “Если оплатите доставку, мы возьмем большую партию”. Для другой стороны это не выглядит жестким требованием скинуть цену или оплатить доставку, а вы, благодаря слову “если”, четко следуете принципу “ничего задаром”. Обязательно дождитесь ответной реакции. Ни в коем случае не смягчайте условия только потому, что другая сторона молчит.

“Цена за единицу” – один из излюбленных трюков покупателей. Сбросьте с каждой бутылки газировки один цент, предлагают они, это сущий пустяк, вы ничего не потеряете. Чтобы не поддаться на этот трюк, помножьте один цент на количество бутылок, которые вы собираетесь продать.
Сбивайте цену. Защищайте цену
Один из проверенных способов сбить цену – это ошарашить первым же предложением. Если вы продаете, то заявите невероятно высокую цену, если покупаете, то невероятно низкую. Такой шоковый подход, жесткий старт позволяет создать очень широкое поле для торга. Вдобавок он вынуждает другую сторону усомниться в своих первоначальных ценовых ожиданиях и, возможно, их пересмотреть. Однако ваше предложение должно быть реалистичным, иначе старт будет не шоковым, а глупым. Вряд ли стоит начинать торг за Эмпайр-стейт-билдинг с 200 долларов. От глупого жесткий старт отличается наличием аргументированного обоснования вашей позиции, вызывающего доверие другой стороны (ориентироваться следует именно на нее, а не на каких-то независимых экспертов). Например, шотландец продает американцу коллекционный автомобиль. Шотландец уверен, что у жителя США денег куры не клюют – он же живет в самой богатой стране мира. Поэтому покупателю не стоит аргументировать свое низкое ценовое предложение скромными доходами. Он может обосновать его тем, что ему придется переправлять машину на другой континент, а это очень дорого.
Необходимо принять твердое решение:
каким бы ни было поведение другой стороны – тяжелым, компромиссным или любым другим, оно не будет влиять на конечный результат.
Покупателю научиться жестко стартовать поможет “метод Матушки Хаббард”. Как поется в английской песенке, Матушка Хаббард собралась накормить свою собачонку, даже открыла буфет, но тот оказался пуст. Иными словами, требуется убедить продавца в своем твердом намерении купить его товар, а затем столь же убедительно объяснить, что вы не можете заплатить заявленную цену. Допустим, вы закупаете оргтехнику для офиса. Попросите устроить презентацию, несколько раз встретьтесь с продавцом, заставьте его потирать руки в предвкушении сделки. Затем сообщите, что ваше начальство, увы, выделяет меньшую сумму, чем запрашиваемая. Скорее всего, продавец сделает скидку. Главное – твердо стоять на своей цене. Подсластить пилюлю можно, сообщив, что в дальнейшем вы планируете закупать оргтехнику для другого офиса компании.
Когда мы перестаем рассматривать цену как главный предмет переговоров, мы начинаем понимать, как заключать по-настоящему выгодные сделки – удачные как для вас, так и для другой стороны
Если же вы продавец, то должны защищать свою цену до последнего. При этом вовсе не обязательно упрямо твердить:
“Цена не обсуждается…” Ведите переговоры дальше, но меняйте не цену, а пакет предложений – тот набор свойств и качеств, которые присущи вашему товару. Это может быть цвет, вес, качество, условия доставки, хранения или страховки. Меняя пакеты предложений, вы открываете очень широкие переговорные просторы. В то же время вы перестаете воспринимать цену как главный предмет переговоров и главное препятствие к заключению сделки.
 

JOUR

Служба безопасности с плюхами
Контент форума
Регистрация
10/9/18
Заметки
0
Сообщения
51,363
Симпатии
22,711
Репутация
35,374
#2
На чьей стороне сила, или Как противостоять жестким переговорщикам
Считается, что на переговорах наиболее сильные позиции у продавца. На самом деле все зависит от восприятия. Когда вы думаете, что сильнее другая сторона, то она действительно становится сильнее. Когда вы думаете, что сильнее вы, так оно и есть. Пришедший на собеседование по трудоустройству программист теряет переговорную силу, когда начинает верить в то, что собравшаяся у офиса толпа – его конкуренты. Хотя эти люди могли прийти по другому поводу, или потенциальные работодатели специально наняли статистов. А даже если это конкуренты, то его могут предпочесть по одной неочевидной причине – потому что он земляк директора. Конкуренция – это абстрактное понятие. На рынке не существует абсолютно одинаковых товаров с абсолютно одинаковыми качествами и ценой. Поэтому покупатели могут предпочесть того или иного производителя по совершенно разным причинам.

Чтобы лишить продавца силы, покупатели часто используют бутафорию – например, раскладывают на столе каталоги конкурентов. Бутафория может быть и более выразительной. Покупатель прибывает на переговоры о продаже отеля на вертолете. На владельца отеля это производит такое впечатление, что он легко скидывает 30 тысяч фунтов, даже не подумав о том, что ему пустили пыль в глаза (стоимость аренды вертолета – 1600 фунтов). Противоядием от приемов такого рода, которые нередко скрывают довольно шаткое финансовое положение, является ваше осознание того, что это декорации. Не стоит пытаться кого-то перещеголять, ведите себя так, как вам свойственно, и помните о своих целях.
Еще одним способом повлиять на другую сторону являются жесткие переговоры. Они преследуют единственную цель – застать врасплох, выбить из колеи. Эксперты советуют:
отвечайте еще более жестко. Но такое поигрывание мускулатурой может загнать переговоры в тупик. С другой стороны, мягкий ответ в подобной ситуации – серьезная ошибка. Как же быть? Самый верный путь – отделить поведение жесткого переговорщика от конечного результата. Он может кричать, сыпать оскорблениями, стучать кулаками по столу, а вы повторяйте про себя как мантру:
“Его поведение никак не повлияет на результат”. Не надо принимать его слова и действия как личный вызов. На вашу позицию могут повлиять только серьезная аргументация и принцип взаимообмена.
“Самое важное, что следует помнить на переговорах, даже если вы забудете все остальное, – предварять все ваши предложения и уступки словом ЕСЛИ.
Вы тоже можете стать жестким переговорщиком. Для этого вовсе не обязательно практиковать агрессивное поведение. Наоборот, можно говорить мягким тоном и демонстрировать хорошие манеры, но при этом знать цену себе и своему предложению, сохранять “твердость позиции и решительность”. Внутренняя твердость наделит вас способностью говорить решительное “нет” на любое не устраивающее вас предложение.
Если же вы продолжаете чувствовать себя на переговорах неуверенно, опасаясь личной враждебности со стороны оппонента, имеет смысл применить тактику “наказа”. Для этого вам придется придумать себе принципала, якобы давшего вам поручение:
“Мой босс запретил мне снижать цену”. Тактику “наказа” часто практикуют при продаже подержанных вещей:
“Мой брат сказал, что это стоит не менее 100 долларов”, и когда не хватает духу напрямую отказаться от покупки:
“Боюсь, что жена будет против”. Пользуясь этой тактикой, следует проявлять гибкость. Иначе другая сторона может изъявить желание поговорить с шарманщиком, а не обезьянкой, потребовать встречи с принципалом. Впрочем, ничто не мешает вам самому стать принципалом и направить на переговоры агента, снабдив его своими уже не придуманными, а вполне реальными наказами. Агент позволит вам дистанцироваться от непосредственных участников переговоров, а значит, не испытывать давления с их стороны. Прикрывшись агентом, вы можете позволить себе легко отказаться от сделки, если ее условия вас чем-то не устроят. А если что-то не устроит агента, то он всегда может сослаться на вас. Заявление “Моего клиента не устраивает цена” способно создать значительные трудности для другой стороны. Что они могут на это ответить? Попытаются надавить на агента? Но это бессмысленно. Вот почему объявления о продаже бизнеса нередко сопровождаются предупреждением “Переговоры ведутся без посредников”.
В переговорном процессе не бывает мелочей
даже тогда, когда речь идет о контракте на незначительную сумму. Во-первых, бросовая цена на одном рынке может оказаться настоящим грабежом на другом. Во-вторых, всячески избегайте “контракта на один фургон” (один автофургон, 1000 долларов, аренда на один месяц). Такой простой и ясный контракт не защищает ни одну из сторон: по нему никто ни за что не отвечает. Арендатор может вдруг обнаружить, что у машины нет колес. А арендодатель рискует получить назад другую машину. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо задать множество вопросов, каждый из которых будет начинаться с “что если…”. Что если фургон сломается из-за плохого технического состояния? Что если его угонят? Что если его отберут кредиторы арендодателя? Все эти “что если…” нужно продумать заранее.
Когда другая сторона нарушает взятые на себя обязательства или демонстрирует некомпетентность, не начинайте переговоры с жалоб и претензий. Это чревато напрасной тратой сил и ответной негативной реакцией. Если вы чем-то недовольны, не жалуйтесь, а предложите выход из ситуации. Не подготовив решение проблемы, вы предоставляете право сделать это другой стороне, она же постарается найти вариант наиболее выгодный для себя, а не для вас.
Открытые угрозы на переговорах – порочная практика. Они крайне редко приводят к ожидаемому результату, обычно провоцируя ответные угрозы. Намного чаще используются скрытые угрозы, замаскированные тонкими намеками. Угроза вовсе не означает, что вас прижали к стенке. Выбор остается, хотя и ограниченный. Один из вариантов поведения – объяснить оппоненту, к чему приведет взаимное противостояние. Но лучшим средством от угрозы является не слишком сильная зависимость от единственного источника, например от поставщика. Наличие альтернативы (других поставщиков или покупателей) позволит вам значительно снизить силу проявившейся угрозы.
Мощным оружием переговорщика является “торг на основе интересов”. В него входят следующие элементы: вопрос (например налаживание поставок), позиция (то, на каких конкретных условиях поставки будут налажены), интересы (почему вам хочется, чтобы поставки были налажены именно на таких условиях). Позиция и интересы неотделимы друг от друга: обращаясь к интересам другой стороны, вы можете повлиять на ее позицию. Верно и обратное заключение. Поэтому при возникновении конфликта интересов стоит перейти к обсуждению позиции. Если же тупик возник на уровне вопросов, то стоит обсудить интересы сторон. Действуйте по обстоятельствам и помните:
договориться можно обо всем.
 

JOUR

Служба безопасности с плюхами
Контент форума
Регистрация
10/9/18
Заметки
0
Сообщения
51,363
Симпатии
22,711
Репутация
35,374
#3
Как вести переговоры со лжецом.
Обезопасьте себя, взяв под контроль то, что подвластно вам.


Лжец за столом переговоров.



Каждый из нас в своей жизни о чем-то договаривается с другими, но только некоторые обладают специальными знаниями и опытом искусства ведения переговоров. Применение лжи во время переговоров – это манипулятивная техника, используемая как «высокими» макиавеллистами, так и «низкими».
Если вы читаете книги, статьи и блоги о переговорах, то вам наверняка встречаются хорошие советы, а заодно и противоречивая информация и дезинформированные мнения. Среди наихудших советов те, которые были написаны имеющими спорную квалификацию людьми, выдающими себя за экспертов.
«Никогда нельзя вести переговоры из чувства страха»Джон Фицджеральд Кеннеди



Что за советы?
По большей части вся эта мудрость фокусируется на том, как вычислить ложь. Множество исследований показало, что вне зависимости от применяемых способов наши возможности определить ложь по «признакам» — не закономерность, а скорее случайность. Существует только два проверенных способа выявить вранье: знать заранее правильный ответ на вопрос или просто случайно угадать.
Например, врун может не намеренно сделать кивок головой, при этом говоря «нет» (и наоборот). Он может поставить между вами какой-либо объект, например, бутылку с водой. Эти признаки могут означать, что вам врут – или же ничего. И честные, и нечестные люди могут так поступать, нервничая, в то время как опытный лжец может никак не обнаружить своё вранье.
Этими признаками лжи можно руководствоваться только в том случае, если они происходят с заметным упорством. Однако если вы сосредоточитесь на определении лжи во время переговоров, вы отвлечётесь от собственно самой темы бизнеса. Эффективные переговоры требуют концентрации на том, что вам подвластно, а не на том, что вы не сможете проконтролировать.



Примеры
Когда вы ведёте переговоры с кем-либо, кто хочет установить с вами продолжительные отношения (и наоборот), обе стороны нацелены на построение доверительного и честного общения. Каждый из вас понимает, что ложь, в случае её обнаружения, осложнит ваши отношения.
С другой стороны однократная встреча с недолгим общением не несёт в себе это обязательство быть честным со своим собеседником. Это же справедливо и в отношении переговоров с нулевым результатом, где полученная выгода непременно требует аналогичной уступки с другой стороны. Например, покупка бывшего в употреблении автомобиля может стать однократными переговорами с нулевым результатом.
Мы должны понимать, что мы можем столкнуться с ложью в переговорах, и должны соответственно подготовиться. Если ваши собеседники не соврут, то это просто прекрасно. Если же соврут – вы сможете себя защитить.



Предупрежден, значит, вооружён
Считается, что переговоры начинаются в тот момент, когда вы вступаете в разговор со своими собеседниками. И это является ошибкой. Правильной стратегией будет начать переговоры с тщательного предварительного исследования и планирования всех деталей.
Чем больше вы заранее узнаете, тем лучше вы будете подготовлены к тому, чтобы вывести лжеца на чистую воду, задав ему вопросы, ответами на которые вы уже владеете:
  • Какова репутация компании?
  • Что важно для них в этих переговорах?
  • Каковы их рамки соглашения?
  • Вы ведёте переговоры на равных или же кто-то из вас имеет преимущество?


Определите ваши приоритеты
Установите рамки переговоров до их начала. Если быть точнее, решите для себя, на какую минимальную цену вы пойдёте (в случае, если вы продавец), на какую максимальную цену согласитесь (если вы покупатель) и вашу целевую цену (ту, которую вы считаете справедливой и оправданной).
Также вооружитесь лучшей альтернативой к полученному результату (ЛАПР) для того случая, если переговоры закончатся провалом. Он будет вашим резервным планом действия, если вами не будет достигнуто какое-либо соглашение. Если вы намерены купить дом, то вашим ЛАПР может стать выбор другого жилья или же даже смена вашего агента недвижимости.
Прежде всего, сосредоточьтесь на самом деле – шаг за шагом продвигайтесь в переговорах, но не на достижении соглашения. Лучше пусть не будет достигнуто никакого соглашения, чем неудовлетворяющего вас.​


Сосредоточьтесь на том, что вы можете контролировать
Вы не можете заставить человека не врать и, вообще, повлиять на его поведение в переговорах. Но вы можете контролировать собственное поведение и решения. Если вы не доверяете тем, с кем вы ведёте переговоры, задумайтесь, стоит ли, вообще, иметь с ними дело.
Хорошей идеей будет с самого начала заявить, что вы готовы любые ваши предложения оформить в письменном виде и желаете того же от ваших партнёров по переговорам. Если они будут пытаться уклониться от этого, значит, переговоров не будет.
С самого начала сделав это обязательным требованием, вы дадите второй стороне понять, что вы ни потерпите бесполезные обещания, брошенные в воздух.​


Создайте образ того, чего вы хотите добиться и установите отсчетную точку
Что бы вы предпочли:
роскошный мягкий диван из рециклированной кожи или же сделанный из обрезков кожи? Здесь работает тот же принцип.
Создание образа конечного результата может повлиять на итог переговоров. Однажды я заполнял анкету в дилерском автоцентре, которая включала следующий вопрос:
«Что вы будете делать, если не купите сегодня автомобиль?». Я ответил:
«Что вы будете делать, если я сегодня не куплю у вас автомобиль?». Вы должны быть готовы понимать итог, который бы желали получить ваши партнёры по переговорам и суметь распознать создаваемую ими интригу. Вот почему важно понимать, что хотят ваши партнёры и на какие уступки они могут пойти.
Считается, что тот, кто первым назвал цену во время переговоров, оказывается в невыгодном положении. Исследования показали, что это утверждение неверно.​
Первая обозначенная цена – это отсчетный пункт, по сравнению с которым конечная цена будет казаться привлекательной. Именно поэтому на новых автомобилях наклеены ценники, вот почему агентства недвижимости имеют цены в каталогах, а на многих продуктах можно увидеть надпись «рекомендованная производителем цена». Это фиктивная стоимость.
Единственная реальная стоимость – это текущая рыночная стоимость и цена фактической продажи (они могут как быть одинаковыми, так и отличаться). Если о конечной цене можно договариваться, то обозначенная стоимость – это всего лишь точка отсчёта.



Услуга за услугу – равноценный обмен
Если одна из сторон переговоров имеет больше знаний в области или рычагов давления, она может попытаться взять вас обманом, предложив вам сделать уступку в одностороннем порядке.
Менеджеры по продажам автомобилей практикуют такие действия. В третий раз сходив в отдел продаж «уточнить цену», они могут сообщить вам:
«Отлично, мы можем продать вам автомобиль, но потребуется немного усилий с вашей стороны. Ещё 600 долларов – и вы можете уехать на новенькой машине уже сегодня». Желание расположить к себе, попытки вызвать чувство вины, обман и подспудные намёки о «ну тогда мы не продадим вам ничего» — это все те возможные тактики, которые применяют переговорщики этого порядка.
Лучшим ответом на эти уловки будет сказать, что вы не можете пойти на подобные уступки, не получив ничего взамен.​
Вы можете, например, согласиться на доплату в 500 долларов (а не 600), но только в том случае, если вы получите целый год бесплатной замены масла и набор ковриков для салона – и с этой точки и ведите переговоры.



Заключение
Одна из финальных тактик, которую вы можете применить, имея дело с потенциальным обманщиком, это вопрос, заданный ещё до заключения окончательной сделки:
нет ли какой-либо ещё важной информации, которую вам не сообщили? В идеале ответ на этот вопрос стоит оформить на бумаге или привлечь в свидетели незаинтересованное третье лицо.
Если невозможно ни то, ни другое, то, по крайней мере, сами запишите вопрос и ответ сразу же после переговоров, поставьте дату и свою подпись. Отправьте на свой собственный адрес и держите его закрытым в качестве доказательства своей правоты в случае, если позднее вы обнаружите, что вас обманули. При попытке вас обмануть, все, что вам нужно – это доказательства.
 

JOUR

Служба безопасности с плюхами
Контент форума
Регистрация
10/9/18
Заметки
0
Сообщения
51,363
Симпатии
22,711
Репутация
35,374
#4
Эти сигналы говорят о том, что вами манипулируют — подсказка от мастера переговоров



Два режима переговоров
В переговорах есть несколько режимов. Можно выделить два основных:
  • Эмоциональный
  • Рациональный
При эмоциональных переговорах задача вашего оппонента — втянуть вас в эмоциональный режим, то есть вывести в состояние эмоционально дестабильное. Зачем? Оппонент видит в этом залог успеха. И если ему удается втянуть собеседника в эмоциональную плоскость, то собеседник будет необдуманно действовать и совершать фатальные ошибки.

Как часто на переговорах разворачивается такая картина:​
опытный переговорщик нас задавил, мы не смогли ответить, из-за этого сделали какую-то серьезную ошибку — дали те условия, которые не планировали, или же ушли, хлопнув дверью.​
Как мы оправдываем себя? «Вы знаете, он такой жесткий, что с ним невозможно вести переговоры...» Или так:
«Вы знаете, он представляет такую серьезную организацию, что с ним не поспоришь...» Или:
«Да он просто зверь, с ним невозможно конструктивно разговаривать». Это — оправдание. И наш мозг всегда найдет достойное оправдание нашим ошибкам. Почему так происходит? Потому что мы втянулись в эмоциональный режим.
Наша задача как переговорщика, который имеет дело с жестким оппонентом, — научиться переводить переговоры из эмоционального в рациональный режим.
Все техники ведения переговоров, которые мы обозначим ниже, будут направлены на перевод переговоров из эмоционального режима в рациональный. Техники, которые помогут достичь результата.

Итак, давайте разберем две модели поведения в эмоциональных переговорах: варварская модель поведения и манипуляция. В чем их отличие?

Как нами манипулировать
У каждого из нас в душе есть набор струн, который реагирует на какие-то слова и действия оппонента. Перечислим их (хотя все и не перечислишь, но нас интересуют в первую очередь именно эти):
  1. Жалость
  2. Страх
  3. Алчность
  4. Секс (соблазнение)
  5. Чувство долга
  6. Любопытство
  7. Самолюбие
Что происходит? Манипулятор дергает за каждую струнку по отдельности. Он хочет, чтобы эта струнка начала у нас жужжать, звенеть и мы сделали некий шаг, который будет в угоду «варвару» или «манипулятору».

Манипуляция — это игра на душевном инструменте оппонента для того, чтобы оппонент сделал то, что хочет манипулятор.​

Игра на струне «чувство долга» или «дружба»

Часто манипулятор, искусно играя на эмоциональных струнах, добивается от своего оппонента заранее запланированных им действий. На уловки мастеров попадаются даже опытные политики и дипломаты. Кстати, к игре на эмоциональных струнах часто прибегают не совсем честные предприниматели.

Расскажу такую историю:
В начале 1990-х достаточно долгое время существовала фирма, которая за плату бралась определить пол будущего ребенка. УЗИ тогда еще не было, а знать, кто родится — мальчик или девочка, — хотели многие.​
Так вот, фирма после несложных процедур сообщала по телефону пол ребенка. Но в регистрационный журнал вносились прямо противоположные сведения. Если «предсказание» сбывалось, вопросов у клиентов не возникало. Если же происходила ошибка и клиент приезжал скандалить, из сейфа извлекался журнал, отыскивалась фамилия и — результаты прогноза.​
Естественно, что они оказывались правильными. Нехитрое дело:​
если клиенту первоначально говорили, что у него родится девочка, в журнал писали «мальчик» и наоборот. Таким образом, один из двух возможных ответов — устный или письменный — всегда был верным.​
Итак, с моделью «манипуляция» в эмоциональных переговорах нам вроде бы все ясно. А что стоит за определением «варварская модель поведения»? В чем коренное отличие «варвара» от просто манипулятора?
И «варвар», и манипулятор нацелены на то, чтобы заставить своими действиями сделать что-то в угоду ему. Это — его цель. Помните? — поиграть на струнах души оппонента.​
Давайте обратимся к фильму «Управление гневом». Вернее, вспомним эпизод в самолете, когда одного молодого человека постоянно провоцировали — вызывали его гневную реакцию. То телевизор возле него громко работает, то его место вдруг занято, то стюардесса не хочет его обслуживать. В довершение всего появляется большой чернокожий парень, который начинает провоцировать его с большей силой. В конце концов, молодой человек вспылил, выплеснул свои эмоции и, как следствие, получил разряд электрического тока. Потом, по сюжету фильма, его еще и признали виновным в агрессивном поведении на борту самолета и осудили. А на самом деле действия этих провокаторов и были нацелены на то, чтобы вызвать у него такую реакцию. И они добились своего.

Просмотрев этот эпизод, подумайте:
какие струны цеплял каждый из провокаторов? Наверняка найдете быстро: этот — дернул струну «чувство долга», этот — «любопытство», этот — «самолюбие», а этот!

Так в чем же отличие манипуляции от варварства? «Варвар», в отличие от манипулятора, цепляет не за одну струнку, а фактически берет дубину и шарахает ею по множеству струн.​
Когда я начинал свою карьеру руководителя отдела продаж, был достаточно молод, амбициозен, и в моем подчинении находились такие же амбициозные ребята. Мой шеф — властный взрослый человек. Каждый месяц приходило время отчетности, он вызывал меня к себе и задавал вопрос: «Как результаты месяца?» Я ему докладывал — весь такой одухотворенный, воодушевленный (ведь показатели были всегда на уровне и даже выше). Он слушал и произносил следующую фразу:
«Ты что, думаешь, что ты — звезда? Перевыполнил он мне план, тоже мне герой. Я сейчас тебя выкину отсюда и возьму на работу десять таких, как ты».
Вот это — типичное варварство, потому что задеты многие струны. На самом деле практически все струны. Задайте себе вопрос:
на что было нацелено его действие? Чего на самом деле он хотел от меня?

Главной его целью было сделать так, чтобы во мне что-то «щелкнуло и зажужжало», чтобы я побежал и совершил какое-то действие, которое невыгодно мне, но выгодно и интересно ему.​
Я должен был напрячься, чтобы еще больше работать и выполнять еще больше, чем планируется. А я, вполне заслуженно гордящийся своими результатами, стал отстаивать и свои интересы:
мне хотелось иметь время на отдых, семью и так далее. Он же хотел, чтобы я только работал, работал и работал.
Именно так и поступает «варвар».

Манипулятор же поступает чуть-чуть по-другому. Он более искусен.

Что делает манипулятор? Он цепляет по одной струночке. Как?​
Приезжаю я в город Архангельск. Веду переговоры с одной очень большой сетью. Появляется молодой человек, хорошо одетый, на руке — дорогие часы. Садится и, даже не глядя в мою сторону, произносит фразу:​
— Скажите, пожалуйста, вы готовы с нами работать на условиях отсрочки платежа на 90 дней?​
Я понимаю, что это не в моих интересах. — Нет, не готовы. — Почему? — Потому что у нас есть решение совета учредителей, и мы не работаем ни с кем на условиях отсрочки платежа на 90 дней.​
— Скажите, пожалуйста, какая у вас должность в компании? — Генеральный директор. — Скажите, пожалуйста, неужели генеральный директор не может решить столь простой вопрос?​
Вот это — изящная искусная манипуляция. На какую струнку идет давление? На «самолюбие». Незамедлительно следует реакция, и человек начинает уже действовать во власти эмоций. Но задача одна и та же — чтобы я сделал то, что выгодно ему. В данной ситуации — чтобы я дал ему те условия, которые выгодны ему, а не мне.

Если рассмотреть это в рамках повышения бюджета переговоров, то, заметьте, все действия и «варвара», и манипулятора направлены на то, чтобы наш бюджет переговоров сразу же увеличивался. Мы с вами уже знаем, что, как только задействованы эмоции, бюджет растет. Кроме того, когда задействованы эмоции, гораздо чаще делаются уступки, к которым мы ранее не были готовы и о которых даже и не думали.


Три шага, которые помогут контролировать эмоции

Теперь, уважаемые, когда манипулятор или «варвар» будет играть на этих струнах, будет ими щелкать, цеплять за них, вы сразу же определите, что идет нападение на ваше внутреннее состояние. И вы уже будете вооружены и готовы произвести некое действие. Что нужно делать?
Тут нельзя торопиться. Ни в коем случае.​
Впрочем, многие методики работы с «варварскими» манипуляциями говорят, что нужно быстро и точно ответить. Но быстрый и точный ответ может привести дальше к такой интересной игре, которую можно назвать «пинг-понг в переговорах». Это значит, что вы будете стоять и обмениваться вербальными выпадами в сторону друг друга.
А наша основная задача как переговорщика, который настроен и нацелен на результат, — перевести переговоры из эмоционального режима в рациональный. И для этого надо сначала выровнять свои эмоции, привести их в порядок. И только после этого применять любую из техник, которые мы с вами обсудим.

Первое, что надо сделать — уйти из-под эмоционального удара.​
Удар. Или — резкое изменение картины мира. Термин «картина мира» подробно описал в своих книгах Владимир Тарасов. Картина мира — это схема жизненных лабиринтов. То, как мы выстраиваем движение по жизни, и то, как мы видим свою жизнь:
что плохо, что хорошо, что этично, что неэтично, что дорого, что дешево и так далее. Все это каждый видит по-разному и каждый выстраивает свой маршрут движения по лабиринту. В нем есть проходы и тупики. Это то, как мы себе представляем последствия наших поступков, слов и решений.



Наша картина мира часто оказывается неадекватной, это значит — мы себе нарисовали схему движения, а все пошло не так, произошло столкновение с неожиданностью. Именно в этот момент, в момент столкновения с неожиданностью, мы и получаем удары.

Удары наносятся следующим образом: точным вопросом, точным утверждением, которых не ожидали и которые резко меняют нашу картину мира, игрой и ударами по струнам нашей души.

Заместитель директора крупной компании в очередной раз пришел в кабинет к чиновнику с просьбой подписать документ, разрешающий строительство магазина.​
Все формальности соблюдены, даже имелись подписи жителей близлежащих домов, однако в ответ на просьбу топ-менеджер получил удар:​
— Знаю я вас, хапуг, подписи небось подделывали всю ночь. Лишь бы карманы набить. — Мы ничего не подделывали. — Полюбуйтесь, вот у меня заявление от недовольных граждан.​
Давайте посмотрим, в чем заключался удар и почему молодой представитель бизнеса не смог ничего ответить.
Топ-менеджер нарисовал в своей голове следующую схему движения по лабиринту: есть подписи, все согласования, я приду, покажу бумаги, и чиновник — может, конечно, и поворчит, но — обязательно подпишет, у меня же есть мнение большинства. Это его картина мира.
Но чиновник столкнул его с неожиданностью, нанес первый удар, сыграв на струнах самолюбия и страха. Заместитель директора не смог отразить удар и стал оправдываться, на что тут же получил второй удар.​
У чиновника было определенное информационное преимущество, он нащупал пустоту у бизнесмена и добил его. Как только мы пропускаем первый удар, наш оппонент тут же нанесет еще серию точных ударов, пользуясь правилом Сунь Цзы:
«Враг целит в пустоту».
Эффективной профилактикой ударов является качественная подготовка к переговорам.

Существует еще один очень действенный способ — брать паузу. Не торопиться отвечать, не нестись сломя голову навстречу очередному удару, а, взяв паузу, успокоить дребезжание струн и только после этого продолжать переговоры. Гораздо лучше взять неуклюже паузу, чем дать ответ на эмоциях и втянуться в перепалку, в результате уйти ни с чем или же с огромными убытками.


Как брать паузу во время переговоров

1. Отвлечение внимания на бытовую подробность
Все мы — живые люди, и у всех может попасть соринка в глаз, запершить в горле. Фразы, с помощью которых можно взять в переговорах паузу, не оригинальны, их великое множество:
  • Что-то попало в глаз.
  • Мне пора принять лекарства.
  • В горле першит (попить воды).
2. Физический выход из пространства взаимодействия под благовидным предлогом
Если удар достаточно сильный, то, как правило, переговорщик застывает в одной позе как памятник. Очень важно поменять позу, причем — кардинально. Встать, пройтись, взять бумаги в портфеле.

Однажды наблюдал на переговорах в одной крупной сети, как поставщик, получив сильнейший удар от закупщика, опрокинул чашку кофе. Взятая пауза дала ему возможность выйти из сложившейся неприятной ситуации.​



Ну, опрокидывать чашку — это, конечно, немножко чересчур. Можно обойтись чем-то обыкновенным:
  • Простите, мне нужно срочно взять бумаги в офисе.
  • Простите, мне срочно надо ответить на звонок, на смс. (Кстати, здесь, чтобы не вызвать ехидства со стороны оппонента, важно ответить на смс человека, которому сам нападающий не отказал бы в ответе. Например, сыну, или дочке, или родителям. Очень даже благовидный предлог.)
  • Простите, вынужден вас оставить на минуту. (В школе мы говорили: можно выйти?)
  • Философский выход из ситуации — риторический вопрос или обобщенное высказывание
  • Что есть истина?..
  • Все мы субъективны...
  • Нет ничего более постоянного, чем временное...
Только после того, как мы взяли паузу и нормализовали свое эмоциональное состояние, стоит отвечать собеседнику.
 
Сверху