Этот циничный и наглый способ «развода на деньги», именуемый «подстава под лоха», как вид преступного промысла появился на российских дорогах в начале 90-х годов, и с тех пор, то затухая, то вновь расцветая махровым цветом, выметает денежные знаки в рублях и у.е. из кошельков обычных водителей. А Правила дорожного движения, как и все законы, написаны для законопослушных и оставляют достаточно шансов быть подставленным по всем правилам.
«Аварийное» ремесло
Смысл этой изначально мошеннической комбинации незамысловат и прост:
спровоцировать ДТП, подставив автомобиль под несильный удар, а затем, запугивая и психологически прессингуя жертву, заставить ее (причем лучше всего на месте инсценировки) выложить кругленькую сумму за ремонт автомашины-подставы.
В качестве подставных в большинстве используются подержанные автомобили престижных и дорогих марок: Mercedes, на которых для пущей «крутости» могут быть наклеены шильдики, обозначающие самые дорогие модели; BMW пятой и седьмой серий; Audi 80, 100 или А6 первых лет выпуска; Volvo восьмой или девятой серий. Встречаются Saab 9000, Mitsubishi Galant, Lexus. То есть автомобили с имиджем дорогих, реальная цена которых однако может колебаться в пределах 10 тыс. долларов. Ведь далеко не всем известно, что десятилетние 735-й BMW или Mercedes в 124-м кузове при вполне пристойном внешнем виде могут стоить дешевле новой «десятки». Да и в сознании многих укоренилось: если по дороге едет более или менее презентабельного вида иномарка, то скорее всего за её рулём – бандит. С «волыной» в кармане и автоматом Калашникова в качестве калькулятора для окончательных расчетов в багажнике. Поэтому с подставлялами, «работающими» на дорогих авто, никто особо не препирается, а безропотно отдают требуемую сумму «на ремонт» и уезжают с места ДТП утешаясь мыслью: «…могло быть и хуже».
Имиджевые автомобили для «бомбежки» подбираются на крупных авторынках из числа «подвисших», то есть тех, которые по каким-то причинам не могут выгодно продать. К таким относятся автомашины, у которых проблемы с растаможкой или побывавшие в серьезной аварии, но отремонтированные до идеального состояния. Подставных автомашин у «бригады» может быть несколько – пока одна наскоро ремонтируется, другие «работают» на трассе.
Определить автомашины подставлял также можно по ряду косвенных признаков: это основательно загрязненные номера на относительно чистой машине или их отсутствие; нероссийские номерные знаки, бумажные листки «транзита», наличие на машине явных следов ремонта, повреждения кузовных элементов, потертости на левом переднем крыле, и т.п. Целые и неповрежденные машины практически никогда не подставляются.
Это весьма доходный бизнес – по одним данным, «Мерседес» Е-класса ( минимум 16 тысяч долларов США – полностью окупает себя за полгода «работы»), а водитель может иметь до 10 тысяч долларов в месяц, по другим – только за день «подставлялы» «зарабатывают» до 10 тысяч долларов).
«Подстав-бригада»
По данным ГУВД, в среднем ежедневно в Москве инсценировкой ДТП занимается около 10 преступных групп, некоторые из которых привлекают к своей преступной деятельности купленных сотрудников ГИБДД. При этом, опять же вопреки стереотипам, подставлялы не входят в состав влиятельных группировок, а лишь платят за «крышу» – примерно две тысячи долларов в месяц с одной машины. И статус их в криминальной среде не высок – что-то типа лохотронщиков и барсеточников.
«Работают» «подстав-бригады» с утра и до поздней ночи. Утром многие из «спонсоров» спешат на работу, и задержка из-за ожидания ГИБДД вдвойне нежелательна. А потому «клиента» проще «развести на деньги». Также как и в дождливую ночь в безлюдном и темном месте.
Незатейлива и их организационная структура. Обычно отряды подставлял контролируют определенные транспортные магистрали или их участки. Отряды разбиваются на несколько групп, каждая из которых действует в своем месте. Группы, в свою очередь, делятся на отдельно взятые «экипажи». Экипажи подставных автомашин, выезжающих на дело, состоят из 2-4 человек – водителя и «разборщиков-разводил». Некоторые экипажи интернациональные, состоят из выходцев с Кавказа и славян. Водители в большинстве своем асы – ведь выполнение «подставного» маневра зачастую требует филигранности и особого водительского мастерства. В результате от встреч с вымогателями не застрахованы ни «чайники», ни самые опытные водители.
Не отличается особой роскошью и их быт. Часы отдыха коротают в недорогих придорожных кафе. Если вы, например, увидите около какого-нибудь предприятия общепита сразу несколько иномарок с мятыми и небрежно закрашенными передними левыми крыльями, знайте – здесь кучкуются «подставлялы».
Существуют и менее организованные группы – подставлялы-одиночки. Они не платят за крышу и работают в основном на автомобилях отечественного производства (ВАЗ-21099 и «десятого» семейства), иногда в паре с потрепанными и недорогими иномарками.
«Клиенты»
Заработок «подставлял» зависит от правильного выбора жертвы, и далеко не каждый автовладелец удостоится чести стать «спонсором», как иронично именуют свою жертву подставлялы.
Вне зоны риска новые дорогие и престижные иномарки. Мало шансов столкнуться с «подставой» у новеньких отечественных автомобилей с наглухо затонированными стеклами и спортивными дисками – не видно ведь кто находится в салоне и в каком количестве. Редко подставляются под машины, в которых едут несколько человек – свидетели при подставах ни к чему, да и «развести на деньги» водителя-одиночку гораздо проще.
Вряд ли стоит беспокоиться хозяевам отечественного потрепанного транспорта. По преступной логике, у таких людей скорее всего не окажется и десятой доли запрашиваемой суммы, тем более с собой, а деньги надо получить как можно скорее. Бандиты понимают, что если жертва окажется неплатежеспособной, то она начнет искать другие пути выхода из положения – обращаться в милицию (причем скорее всего ни в ГИБДД, а в УБОП) или привлекать знакомых «братков». Поэтому жертва должна быть не просто платежеспособной, а способной расплатиться на месте или в течение ближайшего времени и без ожесточенного сопротивления и привлечения вышеназванных товарищей.
Симпатичны «подставлялам» «чайники» и любители болтать за рулем по мобильному. Тип легкой добычи – начинающий водитель со знаком «У» на стекле. Под такого легче «подставиться», а недостаток опыта может стать решающим доводом против него же самого. Очень многое зависит и от манеры вождения. Вглядевшись в транспортный поток, легко можно увидеть в нем потенциальных «клиентов» подставлял – всадников без головы, беспечно прыгающих из ряда в ряд.
Излюбленные машины – свежие «восьмерки»-«десятки» и относительно недорогие иномарки – то есть автомобили, владельцы которых, по представлению жуликов, достаточно обеспечены для того, чтобы на месте расплатиться, но недостаточно круты для того, чтобы с ними «разобраться».
Но лучше всего, по мнению подставлял, на роль «спонсора» подходит типичный представитель среднего класса – законопослушный, скромный и при деньгах преуспевающий клерк. Его выдает одежда – корпоративная, стандартная и аккуратная. Автомашина современной модели, новая, но не самая дорогая. Иномарка, седан бизнес-класса типа Nissan Primera или Maxima; Opel Vectra – Omega; Peugeot-406, Renault Laguna, VW Bora или Passat.
Некоторые, особенно начинающие подставлялы-одиночки, любят наезжать на женщин, чего предпочитают не делать профессионалы. Дамы при ДТП зачастую начинают лить слезы, звонить мужьям, знакомым и покровителям, среди которых могут оказаться весьма серьезные и даже авторитетные персоны.
«Подставные» варианты
Схемы наезда и отъема денег за десятилетие отработаны «подстав-бригадами» до совершенства, и механизм инсценировки ДТП может быть разный.
Вот несколько историй, рассказанных очевидцами подставных аварий:
«Довольно продолжительное время я читал про подставы. Несколько раз, как мне казалось, я видел подставлял, но 100% уверенности что это именно они, не было.
И вот вчера стал свидетелем. Лениградское шоссе, район Шереметьевских мостов, направление – в область, время 21:15. Я и три моих приятеля-сослуживца едем с работы в Зеленоград. Еду, как обычно, вращаю головой на 360 градусов. Вижу, что сзади слаломом едут два глазастых мерса с включенными габаритами.
Я насторожился. На пару секунд они зависают сзади в «боевом положении» (я ехал в плотном потоке в левом ряду). Но разглядев сколько народа у меня в салоне — передумывают и сваливают вправо, не моргнув мне ни разу. Сообщаю друзьям, что очень вероятно, что это «подставлялы». Сваливаю вправо за ними.
Догоняю, еду в среднем ряду. Вижу предполагаемую жертву – это «Ниссан-Максима». Успеваю разглядеть подставлял. Один серебристый, другой черный. Диспозиция такая: впереди меня едут оба мерса, черный перестраивается в левый ряд. Моргает «Ниссану», тот сразу начинает перестроение вправо, а серебристый, в тот момент, когда «Ниссан» пересек разделительную, делает выпад в его сторону, стукает в боковину бампера, слева объезжает «Ниссан» и они начинают останавливаться. Я перестраиваюсь и останавливаюсь за «Ниссаном».
Впереди остановился мерс. Мы вчетвером стали выходить из машины, и как только вылезли, мерс тут же слинял, да так, что некоторые отдельные товарищи этого даже не заметили.
Из «Максимы» вылез дядька в полном недоумении (в салоне сидела дама). Я стал ему объяснять, что только что его подставили.
Надо сказать, что он слушал меня весьма настороженно и с некоторым недоверием. Видимо думал, что мы тоже часть какой-то подставы. «Что-то я не понял куда он меня стукнул», – сказал он. Я показал ему следы на бампере. Там даже царапин толком не было – только грязь зачистилась. В общем, я ему еще чего-то втирал и когда спросил его застрахован ли его авто – он совсем потерял доверие, сказал «спасибо» и уехал.
Мы тоже расселись и поехали себе… Хотелось, конечно посмотреть на этих засранцев но не вышло, а может это и к лучшему…»
«…Возвращаюсь домой с работы. Время 17.30. Перед въездом в Новопеределкино по Боровскому, точно под эстакадой с трубопроводом, там обычно темно, сзади резкий сигнал и фарами в упор. Я в крайнем левом, идем все резво, около 80-ти.
Первая мысль-автомат «Уступить…», вторая «Почему?». Спецсигнала нет, идем резво, справа передо мной никого, но в зеркало вижу, что у бампера справа сзади приклеилось авто без освещения. Задний давит резко, нагло, с шумом. Добавляю газу и не реагирую, держу свой ряд, потому как понимаю с кем имею дело. Так идем секунд 30, скорость уже под 100. Передние идут резво. Задний агрессивность сбавляет, но тот что справа висит на бампере плотно. Впереди красный и я плавно торможу не меняя курса.
Задний – Вольво-940, темно-синяя, на крыше антенна от мобилы, за рулем один. Тот что «клеился» сзади справа – Ауди-100, темно-бордовая, в машине двое. Обе проходят быстро до следующего светофора на въезде в Новопеределкино, и резко, через две сплошных разворачиваются в обратную сторону, за новой жертвой.
Просто не ожидал, что эти шакалы будут шарить по таким местам, даже в голове не было. Всё очень детально у них рассчитано и направлено на психологическую атаку.
Через пару дней вечером, на спуске с метромоста и при повороте на Фрунзенскую набережную, включаю правый поворот из среднего ряда, и тут же идущая справа черная БМВ, резко встает у меня под бампером. Как чувствовал, шакалов, на душе не спокойно ещё с прошлого раза. Торможу почти до полной остановки, пропускаю, они ждут, я тоже. Машин вокруг почти нет. Почти стоим. Поняв, что пока они не уедут я не поверну, БМВ резко ускоряется и уходит вперед. Номера очень грязные, не видно. В машине двое, стрижка бобрик, ушки топориком. Машины поддержки не было, видимо «смену» закончили.
Домой возвращался – голова крутилась как на шарнирах, всё обозревал на 360 градусов».
А могут, например, и просто притереть «по синусоиде»: водитель спокойненько едет в своем ряду, никуда не сворачивая, а его все равно аккуратненько рихтуют. Так делают, как правило, там, где у «подставлял» заранее планируется авария. В этом месте «курят» заранее подготовленные свидетели, которые будут говорить: «Ну, мужик, нельзя же так ездить. Зачем подрезал? Не надо песен – я все видел». Там также могут «дежурить» и купленные сотрудники ГАИ.
Подлавливают и там, где маневры требуют особой аккуратности: на перекрестках с круговым движением, на съездах с развязок, выездах с второстепенных и т. п. Жертва приближается к впереди стоящей автомашине, та делает вид, что трогается, жертва смотрит влево и тоже трогается… Вдруг – удар. Тот, впереди, который вроде бы поехал, оказывается, стоит… Виноват, естественно, тот, кто сзади…
«Грубый» способ подставы – это когда жертву обгоняют, подрезают и резко тормозят, подставляя уже изрядно потрепанную нетрадиционным образом жизни корму. Если предполагаемый «спонсор» не успел затормозить – будут стараться повесить все, что было и чего не было. И опять же всегда виноват тот, кто сзади.
Редок, но особенно гадок такой способ: в пробке на уклоне впереди стоящий автомобиль скатывается задом. Сигналить без толку. За ударом следуют претензии.
Распространенными способами «подставы», варьирующимися в зависимости от ситуации, остаются следующие: