Относительно недавно бравые испанские специалисты из Департамента по контролю за оборотом наркотиков привели в экстаз всю общественность Старого Света, объявив о перехвате многотонной кокаиновой посылки от южноамериканских наркопроизводителей европейским наркопотребителям.
Повышенный интерес к факту у народонаселения континента вызвал не объём доставки (3 тысячи килограммов чистейшего кокса за раз) и не впечатляющая стоимость “гостинца” (чернорыночная цена — 100 миллионов евро), а средство транспортировки. Наркотики были доставлены к берегам испанской автономии Галисия субмариной.Это первый случай, когда подводную лодку с наркотиками задержали в Европе, но, как выясняется, такой способ доставки порошка из Южной Америки в Испанию исправно работает уже больше десятка лет. Из источников, близких к Национальной полиции страны, в прессу просочились сведения о существовании, по меньшей мере, одного наркокурьера (находящегося уже длительное время под программой защиты свидетелей), который утверждает, что первая подлодка с наркотиками пересекла Атлантику ещё в 2006.
Порошковая торпеда.
У колумбийской наркомафии, контролирующей наибольшее количество плантаций коки в мире, всегда под боком был наиболее платежеспособный потребитель — США. Однако доставлять в Штаты “дурь” никогда не считалось простой задачей:
автодороги и аэропорты жёстко контролировались американскими силовиками.
Водный путь в таких условиях представлялся более результативным — на него ещё в середине прошлого века мафия и делала ставку. Перевозчики закупали самые современные надувные лодки, ставили на них максимально мощные моторы (как правило, два, но иногда больше) и… состязались в “гонках на выживание” с судами береговой охраны США.
К концу 80-х годов в споре южноамериканских частных лиц и североамериканского государства победило второе:
президент Рональд Рейган объявил делом чести Америки не противостояние с наркомафией, а достижение победы над ней. Рейган не поскупился на финансирование разработок и строительства быстроходных катеров для охотников за перевозчиками “белой смерти”. Наркоторговцы проиграли состязание в скорости, но даже не думали признавать своё поражение в войне в целом:
они просто решили сменить среду деятельности, уйдя с поверхности воды в её глубину.
До использования субмарин кокаиновые картели дошли не сразу:
поначалу инженерная мысль конструкторов транспортных средств сосредоточилась на необитаемых и неуправляемых аппаратах, прозванных торпедами за внешние очертания, полностью повторяющие морской боеприпас. Торпеды были разной грузоподъёмности, чаще всего на них транспортировали от 1,5 до 3 тонн продукта. Начинённый кокаином снаряд не имел двигателей — его буксировала скромная рыбацкая шхуна.
В операциях по доставке торпеды до места обычно задействовались три судна. Первым двигался корабль-разведчик, в задачу которого входил контроль обстановки и оповещение транспортировщика об опасности в случае появления судов береговой охраны. Получив сигнал тревоги, буксир в буквальном смысле прятал концы в воду, отцепляя торпеду, которая степенно шла ко дну.
Когда стражи морских границ заканчивали проверку “рыбаков” и, ничего не найдя, отправлялись восвояси, в дело вступал третий корабль-член наркоэкспедиции. Он подавал команду на всплытие радиобую, прикреплённому к торпеде, подходил, ориентируясь на сигнал, к месту её погружения и вновь брал “сигару” на буксир. Путешествие продолжалось до места приёмки груза. Освобождённую от содержимого торпеду обратно не волокли — она обходилась перевозчикам в небольшие по сравнению со стоимостью содержимого деньги, так что тащить её обратно в Колумбию не было смысла.
Первую такую “сигару” обнаружили у берегов Флориды в 1988 году. Обычно наркокурьеры соблюдали правила конспирации и после разгрузки транспорта утягивали его на километры от берега, чтобы затопить в стороне от коммерческих и туристических маршрутов. Но кто-то, по всей видимости, однажды поленился это сделать и бросил торпеду чуть ли не на флоридском пляже. Катавшийся на доске по волнам сёрфер Иван Келлерманн практически споткнулся об этот “артефакт”. После чего погранцы и ныряльщики активно взялись за поиски подобных штуковин и начали находить торпеды из-под наркотиков на разных глубинах на приличном удалении от берега.
В течение нескольких месяцев “улов” составил несколько десятков торпед, а в сети полиции попало больше сотни курьеров, которые, естественно, утверждали, что никакого отношения к транспортировке “дури” не имеют и вообще не знают, о чём речь. Но незнание, как известно, не освобождает.
Первые наркосубмарины, или подводный йети.
Тогда же начала блуждать версия, что наркомафия использует управляемые подводные лодки для перевозки наркотиков. Долгое время некоторые юмористы в шутку называли наркосубмарины “снежным человеком”, дескать, “все об этом говорят, но никто никогда не видел”. Только в 2000 году ВМС Колумбии захватили первый образец такого транспортного средства:
военные взяли его прямо на стапелях затерянной в джунглях самодеятельной верфи.
В действии и с поличным (несколькими тоннами кокаина) первую наркоподлодку взяли в 2006 в исключительной экономической зоне Коста Рики, на расстоянии 166 км от её белоснежных пляжей. Но тогда и речи не было о трансатлантическом переходе. А тот подводный аппарат, что недавно добрался до Галисии, явно современнее и в технологическом смысле весьма продвинутый и вполне автономный (GPS, радар, эхолот, пеленгатор и прочие интересные вещицы) — инженеры, заглянувшие внутрь, пришли к выводу, что такая субмарина самостоятельно способна преодолеть до 8 тысяч километров. В конце же первого десятилетия 2000-х обойтись без кораблей сопровождения не получалось — лодке требовалось пополнять топливо, а экипажу — запасы воды и продовольствия.
Наиболее полной информацией о криминальных субмаринах владеет служба морской безопасности США Joint Interagency Task Force South, расположенная на военно-морской базе в Ки-Уэсте (Флорида). Сотрудники этой службы ежедневно отслеживают всё надводное и подводное движение возле американских берегов, а также захватывают и акваторию близ Кубы, и часто в поле их зрения попадают “странные” подлодки, больше напоминающие неуклюжие корыта, нежели секретный транспорт.
Наркосубмарины делались из различного материала — от стали до стекловолокна (более сложные модели). Совсем уж кустарные образцы имели даже деревянные детали — для одноразовых посудин не имела значения ни долговечность корпуса, ни его эстетика, ни комфорт членов экипажа. Главной задачей было доплыть и довезти. Впрочем, даже кустарные модели требовали участия специалистов — гражданских инженеров и военных-подводников. От применения металла в конструкции отказались довольно быстро:
он обладает слишком высокой волноотражающей способностью, и потому посудина заметна на радарах пограничников.