Проблема воровства в обществе чрезвычайно сложна. Причем, считается, что она практически неискоренима. Сторонники этой теории любят приводить классический пример:
когда в средние века любителей чужого добра предавали публичным казням на площади их собратья шныряли в толпе и срезали кошельки у зевак, пришедших поглядеть на экзекуцию. Таким образом ни жестокость наказания воров, ни его публичность не становились назиданием другим ворам и не отвращала их от криминального ремесла.
Особая философия у воровства в России. Не то, чтобы наша страна самая воровская. Есть страны и похуже, особенно в Африке. Взять хотя бы Нигерию, где аферы с нигерийскими письмами поставлены чуть ли не на государственный уровень. Или Сомали, где пиратская деятельность кормит все побережье. Но в России тема воровства не только актуальная, но и неоднозначная. Здесь давно образовалась настоящая окрошка из разных компонентов, к числу которых можно отнести, например, многообразие культур в одних и тех же слоях общества. Наряду с официальной культурой в России издавна существует неофициальная – воровская. Из-за огромного количества людей, прошедших лагеря, эта неофициальная культура из малин и тюрем давно разнеслась по городам и весям. Можно сказать, что воры организовали государство в государстве. Со своими органами власти в виде «сходок», «законников» и «смотрящих», со своими законами, своим языком, своими знаками различия в виде нательной росписи, со своей блатной лирикой в стихах и песнях...
Не случайно отношение к ворам в России всегда было неоднозначным. С одной стороны государство рубило им руки, брило головы и клеймило лбы, а с другой — считалось добродетелью подать кусок хлеба закованному в кандалы преступнику. Личности воров нередко романтизировались. Ванька Каин, Ленька Пантелеев, Беня Крик, Сонька Золотая Ручка – русские образы ловких и удачливых преступников. Причем они более известны и популярнее любого российского сыщика.
Не избежала Россия и общемировой тенденции, когда реальные и выдуманные воры становились привлекательными литературными персонажами. Олицетворением благородного разбойника стал «принц воров» Робин Гуд. В России такими «героями» стали грабитель Беня Крик, Грабитель Мишка "Япончик", аферист Остап Бендер. Конечно легендарные преступники есть у любого народа. Но в нашей стране общественное сознание дополнительно было исковеркано большевистскими идеями, когда в ранг национальных героев возводили разбойников Стеньку Разина и Емельяна Пугачева, экспроприатора Камо и уголовника Котовского. Причем в сонме выдающихся деятелей ставился знак равенства между ними и людьми действительно благородными. Например, декабристами, которые выходили на Сенатскую площадь за идею, а не корысти ради.
Впрочем, видимо, человеческое сознание устроено таким образом, что народу нравятся рискованные парни, противопоставляющие себя Закону. Люди готовы убить воров, обчистивших их квартиру, но с удовольствием сопереживают милым киношным жуликам.
