
Заканчивается 1994 год. Всё, как сейчас, — в стране всё летит к чертям, и миллионы людей от Калининграда до Владивостока хотят выбросить из головы тяготы и заботы. Хотя бы на время. Хотя бы на эту новогоднюю ночь.
Они уже знают, что где-то на Кавказе, в Чечне, идёт военная операция, и там погибают люди. Но пока Чечня для них — просто ещё одна горячая точка. Ещё не та самая Чечня. Той самой Чечнёй она станет в ближайшие дни. Ещё немного — и все узнают, что такое город Грозный.
Но некоторым предстоит узнать об этом раньше.
...Рядовой Денис Шачнев, 19 лет, едет под бронёй.
Он — наводчик орудия танка № 517 майкопской 131-й бригады. Пока он считает, что боёв, скорее всего, не будет. Он даже не стал заранее заряжать пушку — чёрт побери, к городу идёт такая мощь, кто захочет с ней связываться? Сейчас проблема Дениса — обычный солдатский недосып. Пока танк ещё идёт к Грозному, он дремлет внутри.
...Лейтенанту Олегу Мочалину 23 года, и ему остаётся жить несколько часов.
Сейчас он едет на БМП. Он командир мотострелкового взвода в 81-м самарском полку. Мочалин не кадровый офицер, инженер, недавно окончил вуз и попал в армию «пиджаком» — как выпускник, он должен отслужить свой срок офицером. Пару недель назад до семьи дошло его письмо. Следующее дойдет до его невесты в январе — к этому моменту он уже будет мёртв.
БМП Мочалина подобьют в Грозном. Он будет отстреливаться, и высадит по боевикам весь боекомплект. В некоторых — попадёт. Потом его, уже раненного, возьмут в плен. На допросе он будет «слишком независимым» и расстрелян дудаевцами у Президентского дворца. Его тело будет вывезено из Грозного лишь несколько дней спустя.
Выспаться ему ещё долго не удастся. Танк Шачнева будет вести бой в упор — Денис будет отчётливо видеть в прицел боевиков, в которых стреляет. У вокзала танк будет подбит — граната из РПГ-7 попадёт прямо в орудие и заклинит башню. Шачнев продолжит как пехотинец, будет контужен и несколько раз ранен. В мае 1995 года Шачнев уволится в запас — срок службы закончится.
За новогодний штурм его, кстати, наградят — но только через 9 лет.
...Полковник Владимир Щербаков готовится работать.
Щербаков руководит 124-й лабораторией криминалистической идентификации. Ему достанется сложная и жуткая работа — опознание погибших. Многие перед боями менялись медальонами «на удачу» — и тела придут к нему с изначально неверными данными. Другие будут обожжены до неузнаваемости. Некоторые — не будут иметь при себе документов, и устанавливать личность придётся по тату и шрамам. Щербаков умрёт только в 2019, в отставке, своей смертью. До конца жизни у него будет триггер — ему будет невыносим звук голоса Аллы Пугачёвой. Под звуки её новогоднего концерта Щербаков и его люди обрабатывали поток идущих на опознание погибших...
Немного не вовремя, но стоит это помнить. Текст из книги "Чеченская война. Часть 1"
Евгений Норин.