Владимир Бабушкин - Ваcя Бриллиант
Воры в законе
По данным мвд СССР, число «воров» на территории бывшей сверхдержавы приближалось к 600. Сегодня в России их стало меньше. Точную цифру назвать трудно ‹законники» профсоюза не имеют, и сотрудники милиции пользуются исключительно оперативной информацией и агентурными источниками.
Ныне от Прибалтики до побережья Тихого океана насчитывается примерно две сотни «воров». Снижение числа «генералов» преступного мира объясняется не только распадом Союза (часть «воров» живет за пределами России) и их смертью (далеко не всегда естественной). Очень многие, скрываясь от правоохранительных органов и сколотив неплохой капитал, благополучно переехали на Запад, что, однако, не мешает им выполнять свою основную функцию надзирать, руководить и выступать в роли третейских судей уголовной братии.
Стать вором в законе может далеко не каждый. Для этого недостаточно иметь репутацию «крутого» и длинный «послужной список» разнообразных статей Уголовного кодекса. (Хотя иметь «ходки» тоесть побывать за колючей проволокой, ‹законник» обязан.) Главное уважение и почтительная известность среди блатных, авторитет и умение «развести концы». По неписаным правилам в былые времена ‹вор» не имел право на создание семьи, ни при каких обстоятельствах не должен был работать, ему возбранялось заниматься накопительством. Удовлетворить любое желание он мог, взяв деньги из ‹общака» своеобразного воровского открытого счета. Когда-то для союлюдения этих канонов «воры» шли на конфликты с администрацией лагерей и тюрем, даже рубили себе пальцы, чтобы не выходить на работу. Но в последние десятилетия традиции, сохранив основное наполнение, претерпели значительные изменения.
Сейчас «вору» не обязательно быть бессребреником. «Законники» нового «призыва» к возмущению склонных к ностальгическому брюзжанию авторитетов прошлого не всегда всерьез ‹топтали зону», другими словами, не имели соответствующего для «вора» опыта лагерной жизни. Но главное, по мнению информированных оперативников, сама процедура «коронования» уже далека от идеала. Известно, например, что в последние годы многие богатые представители уголовного Кавказа даже покупали престижные звания. (Этим. как считают сыщики, особенно грешили грузины, принимавшие на ‹сходняках» своих земляков за соответствующий взнос в воровской ‹общак».) Кстати, последнее обстоятельство, по словам оперативников, отчасти объясняет менее уважительное отношение к званию «вора» со стороны выбравших «жизнь вне закона» молодых.
Вор в законе Зыков Николаи Степанович Якутенок
О прибытии«вора» в зону или изолятор становится известно задолго до его появления. Работает безотказная и самая надежная связь между пересылками... дорогого гостя встречают как положено ему предоставляется самое лучшее место в камере или бараке, к нему приставляют специального человека нечто вроде
ординарца.
Охотно идет на это и администрация лагеря. Сильный «вор», с которым найден контакт, помогает поддерживать порядок среди уголовников, гарантирует выход на работу нужного числа «мужиков» и необходимую производительность. Так, пермский «вор в законе» Якутенок имел в колонии № 12 в Нижнем Тагиле (где отбывал последний срок) отдельную чистую комнату в санитарном блоке, коньяк, чай, шоколад, наркотики. Более того, Якутенок по телефону руководил из зоны своими земляками, определял «политику» уголовного мира. А по выходу из зоны Якутенка ждала в Перми квартира с бронированной дверью и новенькими ‹Жигулями».
« Воровская честь »
О том, как «воры» вершат суд «чести », можно понять по ситуации в тюрьме «Матросская тишина». Как рассказал знакомый сыщик, чей подопечный сидит сейчас в знаменитом следственном изоляторе № 1, там делают погоду два «вора». По их приказу неугодных провинившихся, «сдавших» подельников ментам или подозреваемых в стукачестве, бросают с верхних нар спиной на бетонный пол. После таких падений «во сне» (об истинной причине ни один пострадавший, разумеется, не скажет) человек надолго отправляется в лазарет и, если выживет, то вряд ли останется здоровым. А что делать? «Вор» обязан не только сам жить по «закону», но и строго следить за его выполнением братвой.
Любопытно, что в случае непочтительного к себе отношения «вор» должен доказать свое превосходство. Как, чем это его дело, но пасть в глазах других, означает для ‹законника» потерю авторитета, а следовательно, и титула. В этом смысле показательна история известного вора Калины, ‹крестником» которого был еще более известный «патриарх» уголовного мира Япончик.
Слева: Иосиф Кобзон, в центре: Алимжан Тохтахунов Таиванчик и вор в законе Виктор Никифров (Калина)
Калина особым уважением не пользовался. Был он музыкантом, "законы" уважал и этим гордился. Но на настоящего «вора», по мнению многих, не тянул. Как-то он гулял в ресторане «Олимп» в Лужниках. За соседним столом, на свою беду, культурно отдыхал некий Мансур Шелковников очень «крутой» авторитет, лидер одной из московских группировок, имевший к тому же черный пояс по карате. Когда Калина особенно расшумелся, Мансур сделал ему замечание. Дальше больше, завязалась словесная перебранка, начались оскорбления, которые для уважающего себя «вора» были бесчестьем. Калина, понятно, по физическим кондициям с Шелковниковым в сравнение не шел. Да и зачем ему это? Он взял нож и двумя ударами уложил Мансура. Насмерть. Затем, воспользовавшись суматохой и неразберихой, ушел. Его обвиняли в убийстве, задерживали, но...
И все же для Калины история закончилась печально. Через два года его убили выстрелом в голову из «макарова». Стрелял какой-то щуплый парнишка в надвинутой на глаза спортивной шапочке. Он сделал дело и спокой но ушел в сторону жилых домов. Имя убийцы до сих пор не известно.
Гибель Калины как бы открыла серию сенсационных и всегда неожиданных убийств «воров в законе» и авторитетов преступного мира. Точнее говоря, и тех, и других убивали и раньше. Но, разумеется, не в таком количестве, а главное, они тогда еще не были столь влиятельны и заметны в нормальной, нашей с вами, жизни. Однако изменилась ситуация в России, поменялась экономическая политика, большинство мафиози, не желая отставать от времени, ринулись в коммерцию, рэкет, сомнительный и откровенно уголовный бизнес и стали реальной силой. Поэтому гибель любого из них превращалась в событие не только для уголовников, но и для деловых людей, «новых русских» и даже политиков.
Слева : Роман Габуния и Олег Банин (Бандит)
Во Владивостоке вор в законе Банин по кличке Бандит, бывший спортсмен и военнослужащий активно занялся коммерцией. Во время одной из «разборок» конкуренты убили Бандита вместе с двумя его телохранителями, а трупы сожгли. Был убит уроженец Саратовской области «вор» Анкундинов . Накануне, словно предчувствуя скорую гибель, он передал права «законника» Банину и Китаеву (кличка Китаец). Уроженец Читы Васин, широко известный как Джем, стал «вором» и до недавнего ареста контролировал огромную территорию Зауралья. «Вор в законе» яблочко взял под контроль Самару, Тольятти, Новокуйбышевск, Чапаевск...
Нелегкая воровская судьба
Гораздо хуже обошлась судьба с московскими «королями» преступного мира. Исчез Гиви Резаный попрощался с женой, вышел во двор к своим скромным ‹Жигулям» и... Чуть позже к жене пришли люди в милицейской форме и вежливо вернули ключи от машины. С тех пор никто Резаного не видел. Но самое любопытное, никто ни в МВД, ни в органах контрразведки ничего объяснить по поводу
исчезновения Гиви не может ...
Вор в законе Гурам Пипия
Дерзко, по общепринятым в уголовной среде понятиям, расправились неизвестные с земляком Гиви, молодым грузинским «вором в законе» Пипия. Тридцатитрехлетний неоднократно судимый обладатель четырех автомобилей (в том числе машиной мечтой эксцентричных миллионеров «порше», стоимость которой достигает семисот тысяч долларов) нигде не работал, по оперативным данным, занимался торговлей наркотиками, в Москве жил на съемной квартире. Что его привело в подмосковный Зеленоград? Теперь этим вопросом интересуется уголовный розыск и прокуратура, потому что Пипия и его младшего брата с аккуратно простреленными головами нашли в «девятке» ‹Жигулях» на одной из зеленоградских улиц рядом с ГСК «Малино».
Трагична судьба еще одного ‹законника» известного грузинского «вора» Микеладзе по кличке Арсен. 22 июня прошлого года сотрудники Петровки 38 задерживали его у ресторана «Ханой». Там пятидесятилетний авторитет «разводил концы» был третейским судьей в конфликте между «грузинской» и ‹солнцевской» группировками. Оперативники нашли у Арсена 34,5 граммов марихуаны, после соблюдения соответствующих «церемоний», он был выпущен на свободу под залог.
Увы, прожил после этого Микеладзе около полугода. В начале зимы он со знакомым поехал в Тбилиси на день рождения к другу. Компания была небольшая человек шесть - семь. Между прочим среди гостей находился популярный артист Кикабидзе («Мимино»). Около девяти вечера по предложению Микеладзе стали расходиться. Арсен с приятелем вышли из подъезда, сели в свой «мерседес» и собирались уезжать. Неожиданно из стоящих рядом «Жигулей» быстро вышли двое с АКМ и буквально изрешетили сидящих в «мерсе»...
Вор в законе Султан Даудов - Султан Балашихинскии
В подмосковной Балашихе был застрелен единственный представитель чеченцев «вор в законе‹, известный под кличкой Султан. В то утро в сопровождении своего телохранителя Дерябина он улетал в Крым на встречу с местным авторитетом по кличке Башмак. Когда «джип» тронулся в аэропорт, Султан неожиданно предложил ненадолго заехать по делу в подмосковное ТОО «Росинтер».
Первым в офис вошел Дерябин. Султан на мгновение задержался показывал что-то на панели управления автомобилем водителю Осмаеву. Дальнейшие события предстоит еще детально восстановить. (Свидетели преступления по вполне понятным причинам предпочитают держать язык за зубами.) Но очевидно, что расправились с Султаном и его «прикрытием» профессионально хладнокровно и жестоко. Оперативники предполагают также, что при убитом находилась большая сумма денег из ‹общака». Она пока не найдена. Известны сыщикам областного РУОП и имена убийц. Не до конца ясны только причины убийства кто стоит за стрельбой в офисе ‹Росинтера»? Одна из версий месть за убитого в последний день прошлого года балашихинского авторитета Фрола.
Криминальныи авторитет Сергеи Фролов
Фрол давно конфликтовал с представителями «чеченской общины», был одним из лидеров «славянского крыла» отечественной мафии. Ему неоднократно угрожали, и противостояние, длившееся по некоторым оценкам с 1988 года, вылилось в 1993 году в серию «разборок» между боевиками Фрола и кавказцами. 18 августа, например, вилла Фрола была обстреляна из гранатомета.
Султан жил в Балашихе и, конечно, с Фролом был хорошо знаком. Фрол даже давал ему деньги на ‹общак». Но утверждать, что именно он дал ‹отмашку» убить Фрола, пока оснований нет. Так же как категорично заявлять о причастности группы Фролова к смерти Султана. Есть и другие версии.