Маньяк-людоед ужаснул СССР. Он путешествовал по стране, оставляя за собой трупы. Он жив по сей день и вполне может оказаться на свободе. Николай Джумагалиев
«У холмов есть глаза».
Казахский поселок Узунагач сложно было назвать каким-то особенным, если бы не одно «но». Именно здесь 1 января 1952 года родился один из самых опасный маньяков-людоедов всего Советского Союза — Николай Есполович Джумагалиев. Его отец являлся казахом, мать — уроженкой Белоруссии. Семья, воспитывавшая четверых детей, жила скромно, но трудным детство Коли назвать нельзя.
Необычная внешность Коли способствовала его успеху у противоположного пола. Окончив параллельно вечернюю школу и железнодорожное училище в Алма-Ате, Коля ушел в армию. К тому времени он уже и сам сбился со счета своих подруг. Однако популярность у девушек повлияла на него неожиданным образом — Джумагалиев стал их всех считать злом и несчастьем. Причина — «букет» венерических заболеваний, полученный от весьма сомнительных подруг.Постепенно это привело к появлению философии мщения женщинам за «законы природы, потому что мужчина должен быть выше женщины во всем». Но одним мщением дело явно не ограничилось.
После армии Джумагалиев долго не мог найти себя, путешествуя по союзу. Кочевая жизнь Джумагалиева закончилась в 1977 году, когда он вернулся в Узун-Агач. Решив в очередной раз сменить профессию, 25-летний Николай устроился в местную пожарную часть. Два года он вел спокойную жизнь:
работал и менял девушек, а потом понял, что должен убить человека.
Первая кровь
Поразительно, но первая жертва людоеда никаким образом не подходила под его собственное описание женщин как исчадий ада. Более того, это была сторонница Церкви адвентистов Седьмого дня Надежда Ерохина. Девушка возвращалась со службы по трассе Узынагач — Майбулак, и встреча со случайно шедшим там же молодым человеком приличного вида стала для нее роковой.
Вот как описывал процесс убийства Джумагалиев на следствии:
«
Когда я вышел на трассу Узун-Агач — Майбулак, то увидел какую-то молодую бабу. Она шла одна. У меня внутри все заколотилось, и я кинулся за ней. Услышав мои шаги, она обернулась, но я догнал ее и, схватив рукой за шею, поволок в сторону свалки. Она стала сопротивляться, и тогда я ножом перерезал ей горло. Потом я пил ее кровь».
Первое убийство могло бы стать и последним, поскольку в этот момент на дороге появился автобус. Но хитрость и сноровка Джумагалиева, до этого дремавшие, заработали в полную силу. Убийца лег на землю рядом с бездыханным телом Ерохиной и стал ждать. Дальше снова слово Джумагалиеву:
«
Когда автобус проехал, я отогрел руки о тело женщины и, раздев, стал ее разделывать. Я вырезал у трупа груди вместе с полосками жира, вырезал икры, отделил таз и бедра. Затем все эти части сложил в рюкзак и принес домой».
Не очень понятно, в какой момент Джумагалиев решил, что только убийства будет недостаточно, нужно еще и есть. Но уже первая жертва превратилась не только в объект мщения, но и в добычу и еду.
«Часть жира я растопил, а часть засолил и кушал как сало. Один раз, прокрутив мясо на мясорубке, даже сделал пельмени. Все мясо я всегда ел только сам и никого не угощал. Два раза жарил сердце и почки. Мясо тоже жарил. Но оно было жесткое, и готовить его на собственном жиру приходилось долго. Мясо этой женщины я кушал около месяца. В первый раз я ел человечину через силу, а потом привык», — Джумагалиев рассказывал об этом на следствии так спокойно, что даже у видавших всякое оперативников кровь стыла в жилах.
То немногое, что осталось от жертвы, случайные прохожие нашли 25 января на свалке около поселка Фабричный.
Тело было настолько обезображено, что оперативники не сразу поняли, мужчина это или женщина. Несмотря на активные действия сыщиков — в убийстве подозревали жениха девушки, а также ее единоверцев, — найти убийцу по горячим следам так и не удалось. А в апреле того же 1979 года стражей порядка ждала новая страшная находка — останки пожилой местной жительницы, которая пропала по дороге из церкви домой. Пенсионерка стала второй жертвой маньяка. И вновь милиционеры оказались бессильны в поисках Джумагалиева.
А тот, ощутив свою безнаказанность, совершил новое, еще более страшное преступление. Маньяк проник в жилой дом и перерезал горло спавшим там пожилой матери и дочери, расчленил жертв и под покровом ночи вынес из жилища сумки с их останками. Чудом выжила лишь маленькая девочка:
одной из погибших она приходилась внучкой, а другой — дочерью. Ей удалось спрятаться в шкафу, и Джумагалиев ее просто не заметил. Девочка, несмотря на состояние шока, рассказала оперативникам об увиденном ею кошмаре — но описать внешность убийцы она не смогла.
Джумагалиев в молодости
Билет в психушку
Не прошла и неделя с момента двойного убийства, когда маньяк пошел на новое преступление — на этот раз из мести. К Джумагалиеву обратилась одна из его любовниц и рассказала, что заявила на свою подругу в милицию:
мол, та украла у нее личные вещи. Тогда маньяк приказал своей девушке привести обидчицу к нему домой, что та вскоре и сделала. Джумагалиев недолго говорил со своей гостьей:
та быстро согласилась заняться с ним сексом, во время которого маньяк задушил девушку, перерезал ей горло и стал пить кровь. После этого Джумагалиев расчленил жертву, сложил останки в бочку и засолил.
Но и на этот раз милиционеры не смогли поймать убийцу. Правда, через два месяца Джумагалиев все же угодил за решетку — но совсем по другому поводу. В августе 1979 года во время застолья маньяк застрелил своего коллегу-пожарного. По одним данным, они поссорились. По другим, Джумагалиев просто решил похвастаться ружьем в кругу собутыльников и случайно нажал на спусковой крючок.
На следствии обвиняемому провели психиатрическое освидетельствование:
тут-то и выяснилось, что Николай Джумагалиев страдает шизофренией. Так маньяк избежал тюрьмы и попал в психбольницу на 4,5 года для принудительного лечения. Правда, на деле Джумагалиев пробыл в стенах лечебного заведения всего год, по истечении которого врачи сочли пациента практически здоровым и отпустили. Вот только они поспешили с выводами. Николай, оказавшись на свободе, продолжил свое кровавое пиршество.
В ноябре 1980 года он познакомился с женщиной, привел ее домой и отправил ее на тот свет по отработанной схеме. В декабре Николай убил еще двух девушек. Одной из них стала молодая мать, которая только что родила ребенка. Спящий рядом с жертвой младенец нисколько не смутил маньяка — он нанес женщине 18 ножевых ранений, от которых она скончалась. Джумагалиева попыталась задержать свекровь убитой, но тот ударил ее ножом и скрылся.
Восемнадцатого декабря Джумагалиев собрал у себя дома большую компанию друзей и подруг. После нескольких бутылок алкоголя, Николай с одной женщиной перебрался в отдельную комнату. После полового акта Джумагалиев убил девушку, отрезал ей голову и слил кровь в тазик, а затем стал пить ее. Как он сам позже объяснит, «
прочитал в одной книжке, что свежая кровь очищает душу». Этим маньяк не ограничился, он в приступе экстаза начал разделывать тело. За этим занятием его и застали не вовремя зашедшие в комнату собутыльники. От испуга они моментально протрезвели и разбежались. А Николай… Николай продолжил разделывать тело. Вскоре в доме появились милиционеры. Они увидели голого мужчину с топором в руках, а рядом — расчлененный труп. Но поймать его не удалось, увиденное шокировало стражей порядка, чем преступник и воспользовался. Голый, с топором, он сумел сбежать. Прибывшие криминалисты провели обыск и обнаружили бочку, доверху забитую человеческой плотью.
Но природа в этот раз была не на его стороне:
декабрь, горы, долго так не побегаешь. И на следующий день Джумагалиев был арестован у своей родственницы.
Во время допросов он рассказал, что убивал не только ради мяса. Маньяк-людоед вычитал в книге «Черный туман», что через перерезанное горло можно увидеть, как душа покидает тело. Вот он и хотел посмотреть, но так и не увидел. Вторая причина — мужчина верил, что если пить кровь, то можно увидеть будущее (он вычитал это все в той же книге). Конечно, его вновь признали психически больным. И Джумагалиев отправился не в колонию, а в клинику.
Свобода, распробованная на вкус
В 1981 году его определили в закрытую спецлечебницу в Ташкенте, где маньяк, прозванный за металлические коронки
Железным Клыком, провел следующие восемь лет. По некоторым данным, Железный клык за это время дважды пытался свести счеты с жизнью. Но в целом пациент был очень учтив с персоналом, никогда не грубил и выполнял все предписания врачей. Поэтому в 1989 году врачи решили, что Джумагалиев уже не опасен для общества и его можно перевести в обычную психиатрическую больницу. 29 августа маньяка стали перевозить на новое место, при этом его сопровождали лишь санитар и медсестра. Джумагалиев не преминул воспользоваться этим обстоятельством и сбежал, когда троица прибыла в Манас (Бишкек).
После побега Николай Джумагалиев был объявлен в розыск. Два года он скрывался в разных регионах Казахстана и соседних республиках СССР, предположительно совершив за это время еще несколько убийств. Правда, доказать этого не удалось. Последнее время он прятался в горах на территории Киргизии, где для пропитания собирал лекарственные растения, обменивая их на продукты у местного населения. Однако прятаться становилось все труднее. К поискам преступника подключили дельтапланеристов и маломоторную авиацию.Поняв, что в покое его не оставят, Николай Джумагалиев решил пустить оперативников по ложному следу. Он сумел обратиться к старому знакомому с просьбой отправить его письмо из Москвы другу в Бишкек. Оканчивалось письмо страшными словами:
«…
теперь вернусь не скоро. Здесь очень много красивых женщин. Никто не заметит их пропажи». Его расчет оправдался. Слухи и публикации в прессе о том, что Николай Джумагалиев находится в Москве распространялись с невероятной быстротой и вызвали панику у населения.
Сам же Николай Джумагалиев решил покончить со своими похождениями и попасть в тюрьму за незначительное преступление. Инсценировав кражу овец, он в апреле 1991 года был задержан в Фергане. При этом он выдавал себя за китайца и, соответственно был водворен в общую камеру СИЗО. На допросах Николай Джумагалиев с охотой признался в краже, но разъяснить, как пробрался в Советский Союз, не смог. В связи с этим в Москву был направлен запрос, и в Фергану из столицы прибыл полковник Дубягин, ранее занимавшийся поимкой Джумагалиева.
Так каннибал был разоблачен и возвращен в психиатрическую лечебницу в Узбекистане. В январе 1994 года Николая Джумагалиева выписали и направили под наблюдение в родной Узун-Агач, но сельчане относились к нему с неприязнью. Не выдержав травли, он неоднократно сбегал, но его снова возвращали в родное село. В 1995 году он снова был помещен в спецлечебницу, где и находится до сих пор. А почти через 10 лет – в сентябре 2014 года Николаю Джумагалиеву было предъявлено обвинение в десятом убийстве, произошедшем в 1990 году в Актюбинске. Свою жертву он заметил, когда проходил мимо дома девушки. Позже он проник туда через окно.
Железный клык перерезал своей жертве горло, напился ее крови, а потом отрезал голову. Когда убийца вышел из дома, его заметил сосед. Молодой человек обратил внимание, что рот Джумагалиева в крови, и решил поинтересоваться, в чем дело. Но стоило ему сделать шаг в направлении незнакомца, как тот закричал, что будет стрелять, и сбежал.
Николай в палате больниц
В больничных застенках маньяк увлекся игрой в шахматы и ремонтом техники; он ведет себя примерно и помогает персоналу. Говорят, что некоторые из врачей считают, что Джумагалиев безопасен и может быть выпущен на волю с последующим наблюдением у психиатра.