Мобильная слежка
Мобильное наблюдение (слежка) за охраняемым лицом осуществляется при его движении в автомобиле, на общественном транспорте, пешим порядком.
Для ведения грамотной слежки за автомобилем используют 3-8 человек. включая хотя бы одну женщину, на нескольких машинах (не более двух человек в одной машине). Дилетанты могут ограничиться и одной машиной, при этом в ней может находиться 3-4 человека. Чтобы не попасть на глаза объекту наблюдения, используют различные способы маскировки. Если слежка ведется одной машиной, то она следует за объектом наблюдения, держась немного слева или справа от полосы его движения и пропустив перед собой не более двух посторонних машин.
При использовании двух машин, одна из них, по возможности, использует параллельные улицы и фиксирует наблюдаемого через перекрестки. Время от времени они меняются местами. Если имеется третья машина, она либо опережает объект, наблюдая за ним в зеркало заднего вида, либо поджидает его где-то на маршруте, чтобы принять "эстафету" у коллег. На пустынных участках следящих легко обнаружить, поэтому они обычно обгоняют объект, сворачивают в переулок и какое-то время выжидают.
Может применяться и другая схема. Одна из машин наблюдения движется впереди объекта, еще одна на некотором удалении от него ( но на расстоянии визуального
контроля) и еще одна автомашина замыкает цепочку. При остановке объекта или через определенное время преследующая его машина проезжает мимо, передавая наблюдение (по радиосвязи) следующей за ней машине. При резком увеличении объектом наблюдения скорости функции наблюдателя передаются впереди идущей машине.
При слежке высокого уровня часто используют средства негласного определения местонахождения автомобиля специальные радиомаячки (биперы). Они крепятся куда угодно на автомобиль объекта наблюдения, обычно на задний бампер и позволяют преследователям двигаться на значительном удалении, затрудняющем их выявление. Об этом следует помнить, осматривая автомобиль потенциальной жертвы. В автомобиль могут также установить и подслушивающее устройство. Поэтому не следует подвозить посторонних людей, а после ремонта в мастерской необходимо проводить соответствующую проверку автомобиля с привлечением специалистов.
Для выявления слежки в пути необходимо фиксировать машины, пассажиры которых в процессе обгона пытаются зрительно как бы провести опознание. В движении следует также вести поиск подозрительных автомобилей, к которым относятся машины, необоснованно меняющие полосу или направление движения, неоправданно нарушающие правила, высовывающиеся из-за промежуточных прикрывающих автомобилей.
Главным критерием принадлежности машины к слежке являются ее повторяемость в нескольких местах и характерные для сопровождения объекта наблюдения действия. При появлении таких автомашин запоминают их марку, госномера, цвет, внешний вид, описание водителя (пассажиров). Следует иметь в виду, что где-то за углом водитель может попросту покинуть машину, впустив за руль напарника. Поэтому важнее запоминать автомобили, чем водителей.
При необходимости возникшие подозрения проверяют (на изученных маршрутах), неожиданно свернув в малолюдный переулок, изменив направление, рядность и скорость движения, следя при этом, как реагируют окружающие машины. Можно под благовидным предлогом остановиться за углом и зафиксировать машину, которая проедет мимо. Используют и развороты в противоположном направлении в разрешенных и предназначенных для этого местах, площади с круговым движением, развязки на окраинах города и третьем
кольце, проезд через хорошо изученные сквозные дворы и т.п. Можно сделать вид, что собираетесь остановиться на предупредительно мигающий зеленый свет, а когда зажжется желтый, проскочить перекресток:
в этом случае следящий может выдать себя, промчавшись за вами на красный свет.
Имеет смысл "провериться" и при подъезде к месту работы. Например, проехать пару кварталов лишних и внезапно припарковаться у кафе. Если за вами следует машина с наблюдателями, она, скорее всего, проедет мимо. Если среди проехавших мимо опознается машина, которая несколько раз уже попадала в поле зрения, это может навести на мысль о слежке. Профессионал наблюдения скорее всего не попадется на эту уловку, но при неблагоприятных обстоятельствах (нет места для парковки, боковых улиц, сильное движение транспорта) засветиться может и он.
Для квалифицированного сопровождения объекта наблюдения при движении пешим порядком обычно используются четыре-шесть человек. Слежка ведется с таким расчетом, чтобы в непосредственной близости от объекта всегда находился лишь один наблюдатель, чтобы никто из участников бригады не засветился дважды на маршруте. Квалифицированные
преследователи часто передают объект слежки сначала другому филеру‚ затем третьему и так далее. В стандартной ситуации оптимальным местоположением филера считается позиция за спиной объекта. При работе в составе бригады наружного наблюдения, один из филеров может двигаться по противоположной стороне улицы параллельно объекту, контролируя его возможные повороты на перекрестках и уход в проходные дворы. Расстояние, с которого ведется наблюдение, меняется:
от трех-пяти метров на многолюдной улице до пятидесяти-ста на пустынной.
Наиболее распространенными приемами слежки являются:
* "Цепочка":
один агент непосредственно наблюдает за объектом, остальные размещаются сзади растянутой цепочкой, ориентируясь по предыдущему. Если объект выявляет основного агента, тот сразу уступает место следующему за ним.
"двойная цепочка" предназначена для многолюдных улиц:
наблюдающие идут по обеим сторонам улицы, время от времени переходя с одной стороны на другую.
* "С опережением":
филеры периодически обгоняют объект наблюдения, который постоянно оказывается между ними.
*
"С подключением":
прием подразумевает привлечение к слежке новых людей на заранее спланированных участках маршрута.
* "Сеть"прием эффективен при потере объекта:
весь ближайший район охватывается сжимающимся кольцом, после нахождения цели кольцо вновь превращается в стандартную цепочку.
* "Лидирование":
один из наблюдателей движется впереди объекта, направляемый заранее данными инструкциями, или получая сообщения о движении объекта по радио. Смысл подобного способа заключается в том, чтобы удобное для отрыва объекта от наблюдения место было занято заранее. Например, объект пересекает железную дорогу перед подходящим поездом. Этот поезд перекрывает путь преследователям, идущим/едущим несколько позади. Но несколько ранее объекта эту дорогу уже пересек "лидер". Получив сообщение остальной бригады об "отрыве" объекта, он "принимает огонь на себя", начиная ведение объекта. По мере движения наблюдатель, бывший "лидером", наводит остальную бригаду по радио или иными средствам связи. Объект может заметить этого наблюдателя, поэтому после подхода остальной бригады бывший "лидер" переходит в резерв и до особого указания
следует в машине (там же попутно меняет одежду).
* "Параллельное ведение":
Объект движется по местности с линейно-поперечной (или радиально-кольцевой) планировкой. Например, в кварталах панельных домов, расставленных аккуратными рядами. Тогда непосредственно за объектом идет один наблюдатель, а остальные движутся по боковым, параллельно идущим дорогам. Если объект, "проверяясь", неожиданно сворачивает в поперечный проход, то он увидит, что шедший за ним человек не свернул, а пошел дальше. Вроде "хвоста нет". А на самом деле объект принял филер, идущий по одной из боковых дорог.
В процессе работы наблюдатель должен сохранять невозмутимое выражение лица и показное равнодушие. Если встреча с объектом неизбежна, то он будет уклоняться даже от моментального контакта с объектом глаза в глаза. Например, он может резко отвернуться или пойти в противоположную сторону (свернуть).
При посещении объектом организации или учреждения, филер сопровождает его по зданию только в том случае если нет возможности визуального контакта через стекла окон и дверей. Если объект
использует лифт, то следящий не будет
подниматься в одном лифте с объектом, так как велика вероятность запоминания его внешности. Определив по указателю этаж подъема лифта, он поднимется этажом выше или ниже для поиска объекта и его последующего контроля. В целях исключения вероятности ухода объекта из-под наблюдения, оставшиеся члены бригады будут осуществлять визуальный контроль всех выходов из здания.
При посещении объектом ресторана или кафе, наблюдение осуществляется одним агентом или "семейной" парой. Они заказывают для обоснования своего нахождения несколько блюд и продолжают наблюдение за объектом. Счет они обычно оплачивают заранее. После выхода объект, чаще всего, передается другим членам бригады, а "засветившиеся" детективы снимаются с дальнейшего наблюдения в целях исключения возможности их расшифровки.
В общественном транспорте (автобус, троллейбус или трамвай), наблюдение ведется одним агентом, который контролирует действия объекта и по мобильной связи информирует движущуюся на расстоянии автомашину с остальной бригадой. Если по каким-либо причинам агент не успел войти следом за объектом наблюдения, то он преследует транспорт на автомобиле, а на промежуточной остановке может предпринять попытку сесть в транспортное средство к объекту. В метро обычно используются два человека, один из которых следует в одном вагоне с объектом, другой в соседнем вагоне.
При выявлении слежки во время движения пешим порядком внимание следует акцентировать на неоднократные встречи с одними и теми же лицами в различных точках маршрута движения. Вторым признаком, по которому можно определить слежку, является неадекватное поведение преследователя, что объясняется противоречием между его желанием не потерять объект наблюдения из виду и необходимостью вести наблюдение скрытно, не попадая в поле зрения объекта и охраны. Лиц, ведущих слежку, особенно если это непрофессионалы, характеризует скованность движений, волнение, стремление не встречаться взглядом с объектом наблюдения, использование средств оперативной связи (радиостанций. мобильных телефонов), неестественные передвижения и попытки спрятаться за укрытие или людей. Филеры, например, панически боятся попасть на фотографию. Попробуйте под благовидным предлогом сфотографировать улицу, и вы увидите, кто именно поспешит удалиться из кадра. Необходимость связаться по радио с
коллегами также может также выдать филера. Обращайте внимание на людей позади вас с мобильными телефонами, радиостанциями или просто с ладонью возле рта там может быть зажат приемопередатчик.
Существует много приемов выявления слежки. Находящихся за вашей спиной людей нетрудно увидеть в зеркальной витрине, поэтому можно двигаться вдоль витрин, разглядывая содержимое прилавков (профессиональные филеры в этом случае, чтобы избежать обнаружения, идут вплотную к витринам). Заходите в магазины, куда можно попасть, поднимаясь по ступенькам в направлении, противоположном вашему первоначальному движению. В самих магазинах также представляется много прекрасных возможностей для выявления наблюдения. Передвигаясь из отдела в отдел, от прилавка к прилавку, пробивая чек в кассе, можно естественно изменить направление движения и визуально оценить идущих навстречу людей.
Можно и оглянуться, чтобы увидеть тех, кто идет за вами, но только так, чтобы не насторожить преследователя. Оправданный взгляд назад люди бросают, входя куда-либо и придерживая дверь магазина, станции метро, подъезда. Также можно сделать вид, что у вас зазвонил мобильный телефон.
"Разговаривая", вы замедлите шаг или вовсе остановитесь и в задумчивости повернетесь в сторону, противоположную вашему движению. Можно что-нибудь уронить, "вдруг это заметить" и, повернувшись, искать якобы уроненное. Также можно резко развернуться и пойти к ближайшему киоску с газетами или сигаретами.
Проверить слежку вы можете, переходя на противоположную сторону улицы. Приближаясь к проезжей части, вполне естественно повернуть голову в сторону, откуда может идти транспорт, чтобы убедиться в безопасности перехода. В течение трех-пяти секунд вы спокойно можете рассматривать улицу, а также запечатлеть людей попавших в поле вашего зрения. Особенно высокие результаты этот прием дает в местах с небольшим количеством прохожих.
Много возможностей для выявления слежки дает и общественный транспорт. Входить в наземный транспорт (трамвай, автобус, троллейбус) рекомендуется с задней площадки, там же лучше и находиться во время всей дальнейшей поездки, чтобы не только визуально контролировать весь салон и пассажиров, но и иметь возможность контроля автомобилей движущихся за вашим транспортным средством. В
общественном транспорте вполне обоснованно (от нечего делать) можно рассматривать пассажиров, чем и нужно воспользоваться. Если кто-то на остановках украдкой бросает взгляды в вашу сторону, опасаясь, что вы можете покинуть салон, принципиально не хочет встречаться с вами взглядом и прячет глаза, возьмите его на заметку. В метро при спуске на эскалаторе охранник должен стоять лицом к клиенту на ступеньку ниже. Тогда он сможет рассмотреть всех, кто стал на ленту позднее.
При выявлении слежки важно не переусердствовать. Ни в коем случае о ваших намерениях не должны догадаться возможные наблюдатели. Никогда не следует, например, делать вид, что вы завязываете почему-то развязавшийся шнурок, а самим в это время крутить головой, вглядываясь в лица прохожих. Не стоит резко оборачиваться, выскакивать из вагона, когда закрываются двери, и так далее. Напротив, оставайтесь спокойными, ровными, углубленными в себя и якобы не замечающими, что происходит вокруг. Это усыпит бдительность преследователей. Следует исходить из того, что профессионалы знают о методах выявления наблюдения, поэтому несколько подобных случаев подряд наверняка их насторожат, и вам еще труднее будет их выявить. Лучше всего провериться несколько раз в день в разных местах города. Места проверок нужно продумать заранее, тогда ваши действия будут естественней, чем при лихорадочной импровизации. Отрицательный результат, тем не менее, не означает, что слежки не ведется. Возможно, наблюдение ведут профессионалы для которых такие проверки ерунда.