Печать представляет собой предмет, состоящий из клише и оснастки, используемый для нанесения на бумагу рисунка, заложенного в конструкции печати - оттиска.
Основной, интересующей нас частью, конечно же, является клише – элемент, который и оставляет оттиск, (хотя немалую роль играет и оснастка, но об этом позже).
Существует три основных вида печатей, которые отличаются друг от друга, в первую очередь, материалом, из которого изготовлены их клише:
- Печати на основе фотополимера (Он же – фотополимерная смола.). Наиболее распространенный вид печатей.
Фотополимерные клише характеризуются простотой изготовления, относительно небольшой стоимостью готового клише (В районе 1-1,5 долл.) и достаточно быстрым износом по сравнению с печатями из резины. О технологии их изготовления я и собираюсь рассказать в данной статье.
Ориентировочный срок службы такого клише – около 3 000 оттисков.
Очень важно учесть, что такие печати НЕЛЬЗЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ С ЧЕРНИЛАМИ НА СПИРТОВОЙ ОСНОВЕ. На один оттиск вам ее хватит, конечно, но потом она тотчас же придет в негодность – спирт разрушает фотополимерную смолу и быстро делает клише непригодным для дальнейшего использования.
- Печати с клише, изготовленным из резины.
В основе изготовления таких печатей лежит метод лазерной гравировки – с помощью профессионального оборудования (Лазерного гравера), на листе специальной резины выжигается рельефное изображение, в результате чего удается получить очень высокую разрешающую способность и четкость рисунка. Таким печатям не страшно длительное использование, они позволяют создавать самые разные степени защиты и совершенно не боятся спиртовых чернил.
Выдерживают такие клише около 10 000 оттисков без особой потери качества.
Оборудование для их изготовления в лучшем случае обойдется вам в 3 000 долларов, но, если у вас есть знакомые в типографии – все станет значительно проще и дешевле.
- Печати, изготовленные на основе флеш-технологии.
Флеш-печати характеризуются, в первую очередь, тем, что их клише не имеет рельефа и не требует для своего использования штемпельной подушечки. Подача чернил происходит изнутри – резина, используемая для их изготовления, называется красконаполненной и обладает рядом интересных свойств, позволяющих, например, создать многоцветную печать.
Клише флеш-печатей нельзя назвать очень уж долговечными – по личным наблюдениям, ориентировочный срок их службы – около 5 000 оттисков.
Такой вид печатей, опять же, изготавливается на профессиональном оборудовании, называемом «флеш-системами». Цена такого оборудования начинается от 1 000 долларов.
Теперь вернемся непосредственно к теме статьи:
Прежде чем браться за подделку необходимо понять, какая именно технология использовалась при изготовлении клише, которым был оставлен оттиск.
Во-первых, необходимо обратить внимание на количество цветов, которые используются в оттиске – если печать двух- или более цветная – практически наверняка (Не берем в расчет извращения с двухцветной штемпельной подушечкой – я за всю свою практику подобное я встречал крайне редко.) перед вами оттиск, оставленный флеш-печатью. Для подделки такой лучше всего будет найти специалиста в области печатной продукции – скопировать такую дома, потратив небольшое количество денег и не обладая достаточными навыками, будет невозможно.
Во-вторых, следует обратить внимание на четкость и толщину линий. Чем они тоньше, тем больше вероятность, что перед вами оттиск, оставленный клише, изготовленным из резины – разрешающая способность этого материала делает возможным создание линий толщиной менее 0,1мм! Впрочем, такое встречается, опять же, не повсеместно.
Теперь рассмотрим наиболее распространенный случай: Перед вами одноцветный оттиск печати, не имеющий особо мелких элементов (Менее 0,3мм в толщину), не имеющий полутоновых заливок и плавных переходов цвета, заложенных в конструкцию печати (Смазанность самого оттиска, естественно, не в счет.). Тогда практически наверняка можно сказать, что перед вами оттиск печати, изготовленной из фотополимера.
Для изготовления клише из фотополимерной смолы вам потребуется:
1) Экспонирующая камера (Засветочная камера, экспокамера.) – бокс, оборудованный ультрафиолетовыми лампами. Его можно собрать самому (Инструкции есть в интернете.) или же купить (Последний вариант предпочтительнее, так как экономия в 30-40 долларов едва ли стоит последующих заморочек.). Стоит она около 200 долларов – повышение цены сверх этого порога, по сути, скажется лишь на площади засветки и, как следствие, производительности (В плане количества печатей на единицу времени). Важный параметр для типографий, но не для мелкосерийного изгтовления. При покупке я бы советовал обратить внимание на наличие таймера, позволяющего точно выставить время работы ламп - вот уж что точно облегчит вам жизнь.
2) Фотополимерная смола (Фотополимер) – вещество, твердеющее при воздействии на него ультрафиолетовых лучей. Представляет собой вязкое, тягучее прозрачное вещество (Может иметь зеленоватый или желтоватый оттенок, в зависимости от марки.) сметанообразной консистенции. Ориентировочная стоимость – 35-40 долларов за 1 кг. Можно купить в специализированных магазинах, продающих оборудование для изготовления печатей, или же поискать в интернете.
По личным наблюдениям, лучше всего использовать фотополимер под названием Colop VX55 - его разрешающая способность позволяет делать даже качественные копии гербовых (!) печатей, а твердость по Шору, равная 55 (Параметр, определяющий «жесткость» печати) близка к ГОСТу (Там 56, что отличается несущественно.)
3) Кассета для экспонирования - представляет собой два прозрачных листа стекла.
Используется для фиксации фотополимерного клише во время засветки. Можно, конечно, найти подходящее стекло и сделать ее самостоятельно, но ориентировочная стоимость такой кассеты - около 15 долларов, так что, опять же, проще будет ее купить. Тем более, что в покупном варианте практически наверняка будут органичители высоты, благодаря которым вы получите ровное и качественное клише с одинаковой толщиной по всей его площади. Если же соберетесь использовать самодельную кассету, то постарайтесь, чтобы между стеклами можно было четко зафиксировать расстояние, равное 2мм (Стандартная толщина клише для печати.)
4) Матовая и прозрачные пленки для печати негатива и засветки подложки соответственно. Пугаться слов "Засветка" и "поддожка" не стоит, все будет разъяснено чуточку позже. Их невозможно будет чем-то заменить, так что придется покупать.
Лично я бы посоветовал использовать матовую пленку Kimoto и прозрачную пленку Lomond.
5) Затемнитель для негатива (Он же - тонер). В теории, можно обойтись и без него, но я бы советовал, все-таки, потратить около 15 долларов на баллончик. Качество того стоит.
6) Бордюрная лента- Полоска вспененой резины (Отдаленно напоминает материал, которым иногда утепляют окна.), не позволяющая фотополимеру растекаться по поверхности негатива. Обязательна к приобретению - без нее совсем никак.
Итоговая стоимость оборудования и расходных материалов составляет около 300 долларов при покупке всего нового. Если хотите сэкономить - можете взять и Б/У, особой разницы от этого не будет – лишь бы камера исправно работала. В этом случае следует обратить внимание на износ ламп в экспокамере и лучше, все-таки, будет купить нормальный фотополимер в специализированном магазине. Эта та составляющая, на которой экономить не стоит (Да и, тем более, разница цен там несущественная между разными марками.) – именно он, по большей части, и будет определять качество печати, которая у вас получится.
Так же замечу, что ВСЕ вышеуказанное продается совершенно свободно, без предъявления каких бы то ни было документов.