Итак, для того чтобы ответить на ряд вопросов, а именно:
«Что нами движет, когда мы ведемся на уловки мошенников?», «Какие эмоциональные процессы им помогают?», «Как не попадаться на удочку аферистов?» — давайте разберем три простые истории о том, как можно по неосторожности потерять все свои сбережения.
История первая, в которой Валера знакомится с таинственным администратором
Представьте, что Валере приходит в vk.com сообщение:
«Привет, Валера! Я администратор группы „Любители пончиков“, на которую ты подписан».
Допустим, наш герой действительно на нее подписан — любому постороннему человеку очень просто это узнать.
«Мы проводили конкурс и случайным голосованием выбрали тебя! Получай 1000 рублей (и сразу закупайся на них пончиками ахахах)!»
Валера-то и рад, но вы уже, вероятно, догадались, что будет дальше:
«Пришли фотку карточки мне в личку, мы тебе переведем твой приз!»
Наиболее опытные из вас качают головами и говорят:
«Примитив какой-то!» Мы согласны, но даже такая простая схема, к сожалению, часто срабатывает. Если среди вас есть те, кто все-таки немного сомневается, настолько ли страшно выложить в открытый доступ фотографию своей банковской карты, то скажем сразу:
да, настолько. Так уж сложилось, что на вашу карту нанесена вся информация, необходимая для онлайн-платежей. По той простой причине, что PIN-код, которого нет на карте, интернет-магазин у вас скорее всего не потребует, так как не имеет на это права. К счастью, платежная информация хотя бы разбита на две части, и на лицевой стороне карточки изображено не все:
там есть номер карты, срок ее действия и имя владельца, но нет CVV — еще одного номера, расположенного с обратной стороны. Но — теперь плохие новости — для многих интернет-магазинов информации с лицевой стороны карты вполне достаточно.
Но обратите внимание на еще одну особенность этой простой схемы «развода»:
у Валеры никто не просит денег, их ему предлагают. Если ознакомиться с корпусом научной литературы по психологии мошенничества (на самом деле огромным), то окажется, что ученые давно научились описывать и объяснять когнитивные принципы, которыми пользуются аферисты. Среди этих принципов обязательно будет значиться пункт о необходимости установить с жертвой доверительные отношения. Доверию дают разные определения, вот одно из них, применимое непосредственно к психологии мошенничества:
«доверие — это состояние уязвимости или риска, которое возникает из-за неуверенности индивида в мотивах, намерениях и предполагаемых действиях тех, от кого он зависит в данный момент». Обычно незнакомцу, претендующему на ваши деньги, сложно бывает втереться к вам в доверие. Наверняка вы знаете, как нелепо выглядят разводы «старой школы», вроде «Привет, я адвокат миллионера из Нигерии, он умер и оставил тебе наследство, но сперва переведи мне деньги за страховку». В этом случае никакой неуверенности у вас не возникнет:
вы на 100 процентов знаете, что это мошенник.
Что же меняется в истории с Валерой? То, что денег у него никто не просит, а наоборот, речь идет о том, что деньги отправят ему на карту! И в наш век бесконтактных платежей это предложение выглядит вполне прилично. Более того, одно из исследований мошеннических схем показало, что готовность совершать рискованные финансовые операции — статистически значимая величина, в надежде на которую мошенники и ищут свои потенциальные жертвы.
Чтобы лучше разобраться в данной ситуации, мы обратились за комментарием к нашему эксперту Наталье Ошемковой, клиническому психологу и коучу.
Мошеннику будет легче вас обмануть, если вы действительно участвуете в каком-то конкурсе. Или если конкурс с условием, что все члены группы автоматически принимают в нем участие, действительно опубликован на стене. Или если в распоряжении мошенника есть еще какая-то надежная правдивая информация. Есть такой тип косвенного внушения, который называется «последовательность принятия» («yes set»):
после нескольких утверждений, с которыми человек неминуемо соглашается (неважно, явно вслух или про себя), он готов легче принять и более сомнительное предложение. Соответственно, когда вам сообщают несколько достоверных фактов, это уже хорошая база для установления доверия.
На месте Валеры можно поступить просто:
вместо фотографии послать «администратору группы» номер карты в виде набора цифр и спокойно наблюдать, как тот удаляет Валеру из друзей и идет искать новую жертву. А на любые уговоры в духе:
«Нет, номера мало, нужна еще дата и три цифры с оборотной стороны», — надо приучить себя реагировать, как на предупреждение о ядерной атаке. Имея такой набор сведений, мошенники смогут совершить по вашей карте любой онлайн-платеж, и вам будет не до пончиков.
История вторая, в которой на Павла грозно ругаются сотрудники банка
У Павла звонит телефон. Увидев незнакомый номер и робко сняв трубку, наш герой слышит примерно следующее:
«Добрый день, Павел, я звоню вам из банка ***. Ну как же вы так не уследили? Вашу карту пытались взломать, наверное, вы ею в ненадежных местах расплачивались:
на вокзалах, в уличных банкоматах деньги снимали, было такое?»
Пока Павел судорожно пытается сообразить, что на это ответить, давайте разберемся в том, что происходит. Тактика мошенников в этом случае совсем не такая, как в предыдущей истории. О подобных приемах отлично рассказывает на своем сайте Сэм Антар — в прошлом крупный мошенник, а ныне бухгалтер-криминалист. Вместо того чтобы по-доброму втираться в доверие, мошенники решили вести разговор с авторитетных позиций и сразу возложить вину на несчастного клиента. Как ни странно, такое вполне может сработать! Да и вопросы про вокзал и уличный банкомат — неспроста:
вероятность того, что потенциальная жертва хоть раз делала что-то подобное, очень велика, поэтому как только Павел ответит:
«Ну да, снимал пару раз деньги в банкомате на улице», — его вина будет окончательно подтверждена:
«Ну вот видите! Еще немного, и плакали бы ваши денежки».
Но бравые «сотрудники банка» непременно спасут Павла и защитят его сбережения от любых покушений.
«Давайте проверим, действительно ли вы владелец карты:
диктуйте мне номер по четыре цифры и проверочный код на обороте».
В этом случае идея та же, что и в первой истории, — украсть данные карты для онлайн-платежей.
Или может быть и так:
«Продиктуйте мне PIN-код, после чего мы вновь активируем вашу карту».
А вот здесь все серьезнее:
PIN совершенно бесполезен для оплаты онлайн, но зато незаменим при покупке с помощью физической карты. Так что если мошенники хотят узнать ваш PIN, то очень вероятно, что ваша карта уже у них или они планируют ею завладеть. Вариантов масса:
вы теряли карту, а вам ее потом вернули (скопировав заранее); вы отдали карту официанту, чтобы самому не идти к терминалу, ведь «он у нас у барной стойки, не вставайте, я могу сам отнести»; вы стали жертвой скимминга и вашу карту скопировали с помощью поддельного терминала или считывающего устройства, спрятанного в корпусе банкомата, за которым никто внимательно не следит. Именно поэтому, кстати, уличные банкоматы — не лучший выбор места, чтобы снять деньги.
Какие еще лингвистические приемы могут здесь сработать? «Как только пришлешь мне фотографию карточки, сразу получишь свой приз». Заметили разницу? Сказано то же самое, но говорящий как будто уже не сомневается в ваших действиях, как будто у вас и нет никакого выбора. Есть и другие варианты «выбора без выбора». Например:
«Вам будет удобнее подтвердить свою личность, назвав PIN-код или код из SMS-подтверждения?»
Наконец, давайте посмотрим на еще один крайне изобретательный вид мошенничества.