Этот циничный и наглый способ «развода на деньги», именуемый «подстава под лоха», как вид преступного промысла появился на российских дорогах в начале 90-х годов, и с тех пор, то затухая, то вновь расцветая махровым цветом, выметает денежные знаки в рублях и у.е. из кошельков обычных водителей. А правила дорожного движения, как и все законы, написаны для законопослушных и оставляют достаточно шансов быть подставленным по всем правилам.
«Аварийное » ремесло
Смысл этой изначально мошеннической комбинации незамысловат и прост: спровоцировать ДТП, подставив автомобиль под несильный удар, а затем, запугивая и психологически прессингуя жертву, заставить ее (причем лучше всего на месте инсценировки) выложить кругленькую сумму за ремонт автомашины-подставы.
В качестве подставных в большинстве используются подержанные автомобили престижных и дорогих марок:
Mercedes, на которых для пущей ‹крутости» могут быть наклеены шильдики, обозначающие самые дорогие модели; ВМW пятой и седьмой серий; Аudi 80, 100 или А6 первых лет выпуска; Volvo восьмой или девятой серий. Встречаются Saab 9000, Mitsubishi Galant, Lexus. Тоeсть автомобили с имиджем дорогих, реальная цена которых однако может колебаться в пределах 10 тыс. долларов. Ведь далеко не всем известно, что десятилетние 735-й ВМW или Mercedes в 124-м кузове при вполне пристойном внешнем виде могут стоить дешевле новой «десятки». Да и в сознании многих укоренилось:
если по дороге едет более или менее презентабельного вида иномарка, то скорее всего за её рулём бандит. С ‹волыной» в кармане и автоматом Калашникова в качестве калькулятора для окончательных расчетов в багажнике. Поэтому с подставлялами, «работающими» на дорогих авто, никто особо не препирается, а безропотно отдают требуемую сумму «на ремонт» и уезжают с места ДТП утешаясь мыслью: ‹...могло быть и хуже».
Имиджевые автомобили для «бомбежки» подбираются на крупных авторынках из числа ‹подвисших», то есть тех, которые по каким-то причинам не могут выгодно продать. К таким относятся автомашины, у которых проблемы с растаможкой или побывавшие в серьезной аварии, но отремонтированные до идеального
состояния. Подставных автомашин у «бригады» может быть несколько пока одна наскоро ремонтируется, другие «работают» на трассе.
Определить автомашины подставлял также можно по ряду косвенных признаков:
это основательно загрязнённые номера на относительно чистой машине или их отсудствие; нероссийские номерные знаки, бумажные листки ‹транзиты», наличие на машине явных следов ремонта, повреждения кузовных элементов, потертости на левом переднем крыле, и т.п. Целые и неповрежденные машины практически никогда не подставляются.
Это весьма доходный бизнес по одним данным, «Мерседес» Е-класса ( минимум 16 тысяч долларов США полностью окупает себя за полгода ‹работы»), а водитель может иметь до 10 тысяч долларов в месяц, по другим только за день ‹подставлялы» «зарабатывают» до 10 тысяч долларов).
« Подстав-бригада »
По данным ГУВД, в среднем ежедневно в Москве инсценировкой ДТП занимается около 10 преступных групп, некоторые из
которых привлекают к своей преступной деятельности купленных сотрудников ГИБДД. При этом, опять же вопреки стереотипам, подставлялы не входят в состав влиятельных группировок, а лишь платят за «крышу» примерно две тысячи долларов в месяц с одной машины. И статус их в криминальной среде не высок что-то типа лохотронщиков и барсеточников.
«Работают» ‹подстав-бригады» с утра и до поздней ночи. Утром многие из «спонсоров» спешат на работу, и задержка из-за ожидания ГИБДД вдвойне нежелательна. А потому «клиента» проще «развести на деньги». Также как и в дождливую ночь в безлюдном и темном месте.
Незатейлива и их организационная структура. Обычно отряды подставлял контролируют определенные транспортные магистрали или их участки. Отряды разбиваются на несколько групп, каждая из которых действует в своем месте. Группы, в свою очередь, делятся на отдельно взятые «экипажи». Экипажи подставных автомашин, выезжающих на дело, состоят из 2-4 человек водителя и ‹разборщиков-разводил». Некоторые экипажи интернациональные, состоят из выходцев с Кавказа и славян. Водители в большинстве своем асы ведь выполнение «подставного» маневра зачастую требует филигранности и особого водительского мастерства. В результате от встреч с вымогателями не застрахованы ни ‹чайники», ни самые опытные водители.
Не отличается особой роскошью и их быт. Часы отдыха коротают в недорогих придорожных кафе. Если вы, например, увидите около какого-нибудь предприятия общепита сразу несколько иномарок с мятыми и небрежно закрашенными передними левыми крыльями, знайте здесь кучкуются ‹подставлялы».
Существуют и менее организованные группы подставлялы-одиночки. Они не платят за крышу и работают в основном на автомобилях отечественного производства (ВАЗ-21099 и «десятого» семейства), иногда в паре с потрепанными и недорогими иномарками.
« Клиенты »
Заработок «подставлял» зависит от правильного выбора жертвы, и далеко не каждый автовладелец удостоится чести стать «спонсором», как иронично именуют свою жертву подставлялы.
Вне зоны риска новые дорогие престижные иномарки. Мало шансов столкнуться с ‹подмтавой » у новеньких отечественных автомобилей с наглухо затонированными стеклами и спортивными дисками не видно ведь кто находится в салоне и в каком количестве. Редко подставляются под машины, в которых едут несколько человек свидетели при подставах ни к чему, да и «развести на деньги» водителя-одиночку гораздо проще.
Вряд ли стоит беспокоиться хозяевам отечественного потрепанного транспорта. По преступной логике, у таких людей скорее всего не окажется и десятой доли запрашиваемой суммы, тем более с собой, а деньги надо получить как можно скорее. Бандиты понимают, что если жертва окажется неплатежеспособной, то она начнет искать другие пути выхода из положения обращаться в милицию (причем скорее всего ни в ГИБДД, а в УБОП) или привлекать знакомых «братков». Поэтому жертва должна быть не просто платежеспособной, а способной расплатиться на месте или в течение ближайшего времени и без ожесточенного сопротивления и привлечения вышеназванных товарищей.
Симпатичны «подставлялам» «чайники» и любители болтать за рулем по мобильному. Тип легкой добычи начинающий водитель со знаком «У» на стекле. Под такого легче ‹подставиться», а недостаток опыта может стать решающим доводом против него же самого. Очень многое зависит и от манеры
вождения. Вглядевшись в транспортный поток, легко можно увидеть в нем потенциальных «клиентов» подставлял всадников без головы, беспечно прыгающих из ряда в ряд.
Излюбленные машины свежие ‹восьмерки»-«десятки» и относительно недорогие иномарки то есть автомобили, владельцы которых, по представлению жуликов, достаточно обеспечены для того, чтобы на месте расплатиться, но недостаточно круты для того, чтобы с ними «разобраться».
Но лучше всего, по мнению подставлял, на роль «спонсора» подходит типичный представитель среднего класса законопослушный, скромный и при деньгах преуспевающий клерк. Его выдает одежда корпоративная, стандартная и аккуратная. Автомашина современной модели, новая, но не самая дорогая. Иномарка, седан бизнескласса типа Nissan Premera или Maxima, Opel Vectra-Omega, Peugeot-406, Renault Laguna VW Bora или Passat
Некоторые, особенно начинающие подставлялы-одиночки, любят наезжать на женщин, чего предпочитают не делать профессионалы. Дамы при ДТП зачастую начинают лить слезы, звонить мужьям, знакомым и покровителям, среди которых могут оказаться весьма серьезные и даже
авторитетные персоны.
Последнее редактирование: