Классификация жуликов.
Экономическое жулье я бы, прежде всего, разделил на 3 большие группы в зависимости от того, кто выступает жертвой содеянного – государство, окологосударственные образования или частные лица.
Еще со студенческой скамьи я помню, что в правовом государстве частная собственность неприкосновенна. Эта мантра прочно засела в моей голове, поэтому у меня никогда не возникало даже мимолетной мысли о возможности покушения на частный капитал, чего не скажешь о капитале государственном.
Думаю, что людей, способных без достаточных оснований изъять что-нибудь ценное из госсобственности в свою пользу и одновременно не способных то же самое совершить в отношении личности или группы физических лиц, большинство. И вовсе не из-за страха быть пойманным – нынче такие времена, что за иное убийство можно отделаться легче, чем за хищения из казны. Дело, прежде всего, в моральной установке:
украсть у человека – плохо, у государства – вроде как в порядке вещей. Хотим мы того или нет, но для нынешней стадии развития российского общества — это норма, так же как были нормой, например, инквизиции в период Средневековья.
Немного сложнее обстоят дела с т.н. окологосударственными образованиями, как я их условно называю. К ним отношу, прежде всего, не госпредприятия типа «Россетей» или «Газпрома» - тут-то как раз понятно, что между ними и государством стоит знак равенства, - а банки и страховые компании. Понятно, что с чисто юридической точки зрения, это в большинстве случаев частный капитал, и именно по этой причине в моей системе внутреннего контроля собственной алчности долгое время стоял категорический запрет на любые виды кредитного и страхового мошенничества.
На сегодняшний день ситуация, считаю, значительно изменилась. Банки и СК превращаются из частного бизнеса в откровенных пособников государства по выкачиванию денег из населения. Вместе с трансформацией их функций менялось и мое отношение к тем, кто занимается банковскими аферами – от резко негативного до абсолютно нейтрального. Разумеется, имею в виду лишь случаи, когда потерпевшей стороной выступает сама кредитная организация, а не ее клиенты.
За годы работы я заметил один интересный факт:
зачастую представители разных «конфессий» агрессивно противятся пробовать свои силы на новом поприще. Например, махровые кидалы, обманувшие не один десяток человек, испытывают панические атаки, когда слышат призывы поучаствовать в афере с бюджетом. Мол, это же преступление! Вы серьезно, товарищи кидалы?! То же самое приходилось слышать от управляющих филиалами банков, «обезжиривших» родные отделения на сотни миллионов рублей. Да что далеко ходить, я сам не так давно был яростным противником, например, страховых махинаций, пусть и по идеологическим соображениям. И наверняка завсегдатаи «страховых» статей УК также недоумевали, чего это я, занимаясь откровенным криминалом на соседнем «полигоне», так чураюсь совершенно безобидной, на их взгляд, работы.
У многих жуликов есть свой «Кодекс чести», как ни смешно для некоторых моралистов это звучит. Даже те, кто находится на низшей (по моей градации) ступени нравственности – кидалы – зачастую имеют хоть какие-то ограничения, например, не покушаются на сбережения пенсионеров, инвалидов и т.п. Банкиры же и всякие страховщики на их фоне и вовсе образцы интеллигентности и порядочности, а на мощах покинувших этот грешный мир обнальщиков и НДС-оптимизаторов можно смело строить какой-нибудь современный храм.
Кстати, о религии. У меня был знакомый священник, который наряду с богослужениями занимался самым банальным классическим обналом. Я понятия не имею, откуда у него была наличка и куда он тратил заработанное, но жил он, как мне казалось, достаточно скромно. Не исключаю, что значительную часть средств он направлял на нужды церкви. И знаете что? Это был единственный по-настоящему верующий батюшка, к чьему мнению я прислушивался. Он искренне считал, что Библия запрещает нарушать лишь закон Божий, а не всякий, созданный волеизъявлением грешников. А как думаете вы:
обнал и вера - вещи совместимые?
Отдельно хотел бы рассмотреть категорию бюджетных жуликов - тех, кто специализируется на разворовывании национального достояния (в широком смысле). Пользуясь спортивной терминологией, я бы разделил всех «участников олимпиады» на 3 группы:
1.
Любительская лига.
Здесь собраны безобидные персонажи, которые подворовывают из бюджетов различных уровней либо от реальной нужды, либо в мелких объемах, либо разово, без признака систематичности. В подавляющем большинстве случаев к ним неприменимы такие яркие характеристики из УК РФ, как «группа лиц по предварительному сговору» или «организованная группа». В основной своей массе это одиночки, не представляющие общественной опасности и при малейшем намеке на разоблачение выкладывающие все свои нехитрые схемы товарищу Майору.
В качестве примера могу привести бухгалтеров бюджетных учреждений, начисляющих и выплачивающих зарплату «мертвым душам» (если, конечно, их не сотни – тут уже без благословения руководства никак не обойтись); новоиспеченных мамочек, правдой и неправдой пытающихся обналичивать материнские капиталы; мелких сотрудников ФНС, трудящихся на поприще возврата НДФЛ; «дэпээсников» из райцентров, сливающих казенную солярку и продающих ее в канистрах за нал; социально незащищенные слои населения, получающие госсубсидии как малоимущие в отсутствие на то законных оснований и т.п.
Все это в том или ином виде является мошенничеством с бюджетом, но никак не тянет на серьезное наказание. Я бы вообще декриминализовал подобные деяния и перевел бы их в разряд административных.
2.
Первая лига или «Лига стремящихся».
На этом поле играют уже относительно сплоченные коллективы единомышленников, прекрасно осознающих характер и последствия своего участия в «турнирах» различного формата. Они хорошо разбираются в тонкостях комбинационного построения игры и ее тактических аспектах, в противном случае рискуют достаточно быстро отправиться на скамейку запасных, которая в этом «чемпионате» именуется следственным изолятором, либо, если повезет чуть больше, – в «группу здоровья» на повышение своих физических и умственных кондиций (под домашний арест или подписку о невыезде).
В составе каждой крепкой команды из Первой лиги обязательно играют не только теневые коммерсанты, но и чиновники средней руки, вроде начальников региональных управлений федеральных органов власти (ФНС, ФТС, ЦБ, Ростехнадзор, Минздрав и пр.), а также госслужащие калибром поменьше. Свою команду отношу именно к этой категории, правда, за чрезмерную активность и подозрения в употреблении допинга товарищ Майор выписал нам временную дисквалификацию, которую, впрочем, еще есть шансы оспорить.
Большая часть «клубов» этой лиги ставит перед собой амбициозные задачи – выйти на федеральный уровень и перейти в Премьер-лигу, отсюда и название – «Лига стремящихся».
3.
Премьер-лига или «Лига чемпионов».
Здесь все понятно – это топ-уровень жуликов, настоящих чемпионов своего дела, которым удалось пробиться сквозь череду жестких отборочных циклов на самую вершину российского коррупционного истеблишмента. Здесь экономические махинации именуют государственными программами или национальными проектами, а сами «игроки» зачастую искренне верят, что работают на благо страны. В их убеждениях есть доля правды:
бюджетные деньги освоены, Счетная палата не нашла злоупотреблений, а значит, с точки зрения арбитра матча, действительно все было сделано правильно. Напоминает «руку Бога» в исполнении Марадоны в 1986 году, когда судья засчитал забитый не по правилам гол, хотя для всех было очевидно, что великий форвард сжульничал. Примерно так же судят и наших «чемпионов» из Премьер-лиги.
Попадание сюда не гарантирует пожизненной и абсолютной безопасности. Молодые и голодные «тафгаи» из низших лиг и равнотяжелые конкуренты будут отчаянно пытаться силовыми приемами выбросить вас за борт. Твердо можно быть уверенным лишь в одном:
за несколько лет пребывания в Премьер-лиге вы обязательно решите все свои финансовые вопросы на много поколений вперед. Главное – успеть вовремя завершить карьеру.