Как у меня получилось не попасть в железные лапы правосудия?
История о том, с чего началось мое преследование, еще впереди. А пока перенесемся от этого момента в недалекое будущее. Расскажу о последнем спокойном дне в моей жизни и начале ее нового, неспокойного, этапа - бегах. Итог до сих пор будоражит мое сознание и не убивает веру в чудеса. А помню я тот не самый прекрасный день очень хорошо, как будто это произошло вчера.
Шел очередной заурядный зимний вечер. Я вернулся домой в крайне паршивом настроении, и виной тому было 2 причины:
1) тяжелое заболевание отца, который лежал в больнице практически без надежды на выздоровление;
2) тянувшееся уголовное дело в отношении меня и моих друзей-подельников, которое длилось к этому моменту несколько месяцев, но без каких-либо мер пресечения для нас.
Если с болезнью папы ни я, ни врачи уже ничего не могли поделать, то в отношении уголовного преследования теплилась робкая надежда на то, что его прекратят или, по крайней мере, переквалифицируют в менее тяжкие статьи. Отсутствие меры пресечения, как я тогда ошибочно думал, было хорошим знаком и вселяло дополнительный оптимизм.
Дома ждали беременная супруга и маленький сын - на тот момент это был чуть ли не единственный повод для радости в моем мире. Мысли о них помогали мне быстро засыпать, несмотря на огромный камень, висевший на душе.
Для понимания дальнейшего развития событий нужно сказать, что жил я в частном трехэтажном доме. С каждой стороны моего участка (кроме фасада, конечно) были соседи - слева, справа и сзади. При этом на соседском участке, который находился сзади, шло строительство многоэтажного дома, и было выведено уже этажей 5-6.
Итак, 7-00 утра, зима, рабочий день. Всех разбудил непрекращающийся звонок в домофон - кто-то зажал палец на кнопке и не отпускал до тех пор, пока на другом конце не сняли трубку.
Даже в сонном состоянии я понимал, кто это мог быть ?, поэтому к домофону подошла супруга. «Кто вам нужен?», - еле ворочая языком, спросила она в трубку. Одновременно на экране монитора мы наблюдали четырех крепких мужчин в гражданской одежде.
Интересный факт:
как я узнал позже, по иронии судьбы в числе тех, кто пришел меня принимать, был сын одного из врачей, наблюдавших отца. Вот так бывает - один член семьи спасает жизни, другой - их калечит.
Отправляя сыновей на работу в полицию или другие силовые структуры, вы понимаете, куда толкаете свое чадо? Руками ваших детей генералы будут уничтожать и отжимать бизнес, заполнять следственные изоляторы предпринимателями, подавлять легитимные собрания граждан, зачищать информационное пространство от «экстремизма». И это все будет гордо называться службой на благо Родины, а не исполнением заведомо незаконных приказов.
Вернемся к нашему квартету в штатском. Меня сильно удивило, что эти четверо сразу же представились теми, кем они и являлись (т.е. ментами), и озвучили мою фамилию как главную цель своего визита.
Это была их первая ошибка. Зачем представляться сотрудниками полиции, если можно тупо назваться соседями, водоканалом, МЧС и т.п? Конечно, не факт, что им бы сразу открыли дверь, но при грамотной легенде это бы точно упростило попадание в дом. В конце концов, дождитесь 10 утра, и я сам выйду к вам на улицу, как я это делал на протяжении предыдущих пятнадцати лет!
Если вы ведете опасную деятельность, будьте крайне бдительны, когда к вам стучится какой-нибудь "Горгаз" или сосед, которого вы впервые видите. Особенно это касается раннего утра - любимого времени ментов для "приемов".
За годы своей работы я не раз слышал истории от клиентов, как у них проходили обыски и задержания. Так вот в 100% известных мне случаев менты представлялись кем угодно, только не служителями правопорядка. Это были и «соседи», просившие перепарковать автомобиль во дворе; и «пожарные», сообщавшие о сильном возгорании на нижнем этаже и немедленной эвакуации дома; и «судебные приставы», приходившие взыскивать несуществующий долг; и «курьеры», приносившие посылки от людей, чьи фамилии были знакомы хозяевам квартир.
Я до сих пор не понимаю, почему в моем случае они решили не утруждать себя даже минимальными фантазиями на указанную тематику, а выложили с порога все свои требования.
Череда таких вот случайных, на первый взгляд, просчетов моих оппонентов, в конечном итоге позволила мне не пополнить ряды обитателей одного из небольших, но уютных следственных изоляторов моего любимого города.
Перенесемся обратно в мое жилище. Напомню - время 7 утра, ко мне в дом стучатся четверо полицейских. При моем бэкграунде я понимаю, что это на 99% арест. Взяв секундную паузу и положив трубку домофона, жена глазами обращается ко мне с вопросительной интонацией - что делать??? Я стою рядом в трусах в абсолютнейшем ступоре и смотрю на нее пустым взглядом...
Никогда ранее я не испытывал подобного состояния сознания. Это сложно описать словами, когда ты полностью трезв и понимаешь, что вокруг происходит, но твоя воля парализована, как будто находишься под влиянием сильнейшего гипноза или чего-то похожего. Я даже не могу назвать это ощущение страхом, потому что я всегда считал, что чувство страха выглядит несколько иначе. Ну, либо я вообще не знал до этого, что такое настоящий страх. Длилось это состояние всего лишь несколько секунд, но тогда казалось, что прошла вечность.
В себя немного привел очередной непрерывный звонок в домофон - менты пытались оказать психологическое давление на жильцов, рассчитывая, видимо, что так им быстрее откроют дверь. Справедливости ради скажу, что прием довольно эффективный: постоянный звонок или стук в дверь действует на психику зажатого в угол преступника подавляюще. В условиях ограниченного времени мне было крайне сложно сконцентрироваться, обсудить ситуацию с женой и принять хоть какое-то решение.
Едва придя в чувства, я промямлил супруге, чтобы она спросила, с какой целью пришли гости и, если они хотят зайти в дом, то есть ли у них постановление суда, разрешающее обыск в жилом помещении. Параллельно я стал спешно натягивать на себя хоть какую-то одежду, пусть и плана в голове на тот момент еще не было. Пока я одевался, выяснилось, что ребята заявились без санкции суда и хотят «просто поговорить».
Это была их вторая ошибка. Кто-нибудь объяснит мне, как в XXI веке в правовом государстве (ну ладно, даже в псевдоправовом) можно приходить в жилой дом, чтобы "упаковать" подозреваемого с высшим юридическим образованием и действующего владельца юридической фирмы, не имея постановления на обыск?
Делаю вывод, что команда на задержание поступила от руководства внезапно, скорее всего, поздним вечером предыдущего дня. Иных объяснений такой халатности у меня нет. Либо же они легкомысленно рассчитывали, что я сам выйду к ним сдаваться, понимая бесперспективность иного поведения.
Можно ли было вломиться ко мне в дом без этой бумажки? Теоретически - да, но чревато уголовным делом за превышение полномочий уже в отношении самих милиционеров.
В итоге рисковать они не стали, и один из них уехал к следователю за санкцией (да, друзья, в экстренных случаях, не терпящих отлагательств, возможен обыск в жилище лишь по постановлению следователя, которое уже постфактум «засиливается» судом - ч.5 ст. 165 УПК РФ), что, опять же, дало мне драгоценное время на совершение маневра...
О том, какой маневр я совершил, расскажу в следующих постах.