Что такое ГРУ:
Как отбирают и как подготавливают?
В чем разница между Службой внешней разведки (СВР) и ГРУ?
Кажется, эту разницу могут заметить только сами сотрудники разведки. Один из руководителей СВР объяснял, что СВР занимается «политической» разведкой, ГРУ — «военной». Структура и деятельность обеих разведывательных организаций засекречены и защищены гостайной.
О методах работы и подготовки СВР больше других рассказал в своей книге перебежчик Сергей Третьяков. Внук и сын сотрудниц КГБ, в юности Третьяков читал книги про Джеймса Бонда, мечтая стать разведчиком. В начале 1980-х вербовщики КГБ предложили ему поехать по программе обмена студентов во Францию, чтобы собирать информацию о новоизбранном президенте Миттеране. Когда он вернулся, его, как и других начинающих разведчиков, отправили в «Лесную школу» неподалеку от Медведково.
Третьякова и его однокашников учили работать с источниками (например, начинать разговор о сотрудничестве только после седьмой встречи, узнав обо всех привычках и проблемах нового знакомого), пользоваться портативными камерами, придумывать свою «легенду» на ходу, оставлять и забирать закладки — последнее чаще всего тренировали в парке Горького.
Распад СССР никак не помешал разведывательной работе Третьякова. Вскоре он оказался в США — и в середине 1990-х возглавил местную резидентуру, работая под прикрытием ООН (другие агенты притворялись журналистами ТАСС или «Комсомольской правды»).
В Нью-Йорке российские разведчики работали в здании постоянного представительства России в ООН на Манхэттене. Обычные дипломаты использовали пять нижних этажей. Выше размещались разведчики и криптографы — их этажи называли «субмариной». Стены в этих помещениях были обтянуты сеткой вибрирующих проводов, которые издавали белый шум; внутри не было ни телефонов, ни компьютеров, подключенных к интернету. Кроме того, сотрудники СВР работали в российском консульстве в Нью-Йорке, — например, копировали документы граждан США, обращавшихся за визами в Россию. Их данные потом могли использовать при создании новых личностей для разведчиков, которые должны были влиться в американскую жизнь и найти работу в организации, связанной с правительством.
И на крыше консульства, и на крыше постпредства были установлены антенны, чтобы перехватывать телефонные разговоры по всему Нью-Йорку — их называли «Импульсом».
Как вспоминал Третьяков, сотрудники СВР часто ездили отдыхать в кафе «Татьяна» на Брайтон-Бич. Именно там он встречался с сотрудниками ФСО Виктором Золотовым и Евгением Муровым — незадолго до визита в США Владимира Путина в 2000 году. Как утверждает Третьяков, Золотов и Муров показались ему крайне опасными людьми, — в частности, по его словам, они обсуждали возможное убийство тогдашнего главы администрации президента Александра Волошина. Также Золотов рассказал Третьякову, что опасается покушения на Путина, — после чего неожиданно ударил Третьякова по лбу так, что он упал со стула. Виктор Золотов сейчас возглавляет Росгвардию, Муров до 2016 года руководил ФСО.
В октябре 2000 года Третьяков обратился к американским властям с просьбой о политическом убежище.
Как отбирают сотрудников ГРУ и где их готовят? Что за «Консерватория»?
Офицеров ГРУ готовят в московской Военной академии Минобороны на улице Народного Ополчения, 50, — неподалеку от района, где находятся штаб-квартира ГРУ и научно-исследовательские институты, связанные с разведчиками. Академия больше известна под названием «Консерватория».
Кроме того, сотрудников военной разведки обучают в Череповецком высшем военном училище радиоэлектроники — там учат в том числе специалистов по кибербезопасности. Еще одно учебное заведение, где готовят разведчиков, — Военно-космическая академия имени Можайского.
Новых студентов обычно набирают преподаватели академии, которые для этого приезжают в военные части по всей стране. Там они проверяют личные дела молодых офицеров; если какие-то из них подходят, с ними встречаются у них дома — а потом приглашают на испытания в Москву.
В Москве испытания продолжаются в течение недели с утра до вечера. Претенденты проходят сотни тестов:
на знание иностранных языков, на внимание, запоминание, сообразительность, помехоустойчивость, информационную выносливость. В рамках одного из тестов могут попросить повторить фразу на незнакомом языке, в рамках другого — показать десятки фотопортретов, называя фамилии людей, после чего претендент должен вспомнить, как зовут каждого. Есть и собеседование с комиссией — могут спросить о любимых алкогольных напитках, решении пойти в разведку, отношении к женщинам.
Обучение длится три года. На первом курсе особенный упор делается на иностранные языки, вождение спецтехники, страноведение, шифрование и дешифрование, агентурную работу. Есть занятия о том, как придумывать «легенду» или уходить от слежки.
Каждому из студентов выделяют сектор Москвы, за который он отвечает:
там он должен проработать маршруты для встречи с агентами, места для закладок(да, да), засекать за собой наружное наблюдение (его обычно изображают сотрудники ФСБ). Одним из важных занятий является проникновение на режимный объект — будущий разведчик должен попасть туда легально:
например, получить пропуск через заведенных с этой целью знакомых.
Какие бывают специальности у сотрудников ГРУ?
В академии действуют три факультета.На первом учат разведчиков-нелегалов и офицеров для работы в других государствах под дипломатическим прикрытием (их еще называют «пиджаками»). Выпустившись, они начинают работать секретарями послов, советниками, представителями российских компаний в других странах — и отвечают за связь с нелегалами и вербовку.
На втором факультете учат военных атташе.
На третьем факультете Военной академии проходят обучение офицеры, которые руководят специальными операциями в иностранных государствах.
Перебежчики ГРУ и профильные военные сайты описывали структуру военной разведки так:
1-е управление — разведка в Европе
2-е управление — США
3-е управление — Азия
4-е управление — Ближний Восток и Африка
5-е управление — оперативная разведка
6-е управление — радиотехническая разведка
7-е управление — информационно-аналитическая служба
8-е управление — диверсии
12-бис — информационная война
Какие задачи выполняют сотрудники ГРУ ?
На официальном сайте Главного управления обтекаемо указано, что сотрудники занимаются тем, что обеспечивают информацией руководство страны, создают условия, «способствующие успешной реализации политики РФ в сфере обороны и безопасности», а также содействуют развитию государства. Эти пункты копируют статью 5 закона «О внешней разведке».
Согласно закону, разведчики могут конфиденциально сотрудничать с информаторами, а также осуществлять «меры по зашифровке кадрового состава». Допустимо использовать «гласные и негласные методы и средства» — но не в отношении российских граждан, не на территории РФ и не те, которые причиняют вред жизни и здоровью людей.
Добычей информации занимаются главным образом «нелегалы»:
сотрудники ГРУ, которые живут под чужими именами в других государствах. Кроме того, отдельные идентичности могут создаваться для сотрудников, которые въезжают в другую страну, чтобы совершить диверсию.
Иногда работа «нелегала» может продолжаться десятилетиями. Ветеран ГРУ рассказывал, что его однокурсник по академии после выпуска получил «легенду» и жил по ней следующие 24 года. Он был направлен в одну из арабских стран, где купил себе на рынке палатку по ремонту обуви. В этой же палатке он встречался с агентами; в каблуках ботинок, которые ему приносили, часто были спрятаны донесения.
Информационная война — это тоже про ГРУ?
Дезинформация — одно из основных направлений работы военной разведки с самого ее основания. «Активные мероприятия» проводила и внешняя разведка КГБ (отдел «А»), и ГРУ. Отдел дезинформации вырос из Дезинформбюро, которое появилось еще в 1923 году с целью создания ложных сведений и документов о внутреннем положении дел в России, «подготовки почвы для выпуска фиктивных материалов».
В постсоветские годы российская разведка и связанные с ней организации, видимо, не перестали использовать дезинформацию. С 2016 года Россию обвиняют в использовании так называемой фабрики троллей для вмешательства в президентские выборы в США:
ее сотрудники, как утверждают американские прокуроры, под вымышленными именами создавали группы за Дональда Трампа и против Хиллари Клинтон, организовывали политические мероприятия, размещали рекламу в соцсетях. Троллей также подозревают в постоянных попытках расколоть американское общество — вплоть до публикации негативных отзывов на последние «Звездные войны».
Впрочем, о причастности ГРУ к деятельности «фабрики троллей» ничего не известно:
в ее создании обвиняют близкого к Владимиру Путину бизнесмена Евгения Пригожина, но это только слухи.
А хакеры? Тоже ГРУ?
ГРУ — это часть министерства обороны. Не один раз СМИ подробно рассказывала о том, что Минобороны последовательно в течение многих лет создает кибервойска — так называемые научные роты.
В 2014 году в Минобороны появились «войска информационных операций» для «кибернетического противоборства с вероятным противником»; позже источники в Минобороны объяснили, что они созданы для «нарушения работы информационных сетей вероятного противника».
Кроме того, многие хакеры работают в НИИ, связанных с ГРУ.