Футбольные хулиганы
"Русский стиль"
В разных странах дерутся по-разному. На тех же Балканах, в Италии и Турции царит беспредел:
хулиганы до сих пор в драках используют "аргументы" - арматуры, биты, цепи, ножи, файеры и даже "коктейли Молотова". Дерби в этих странах заканчиваются сожженными машинами и пропавшими без вести людьми. Почти то же самое царило и на российской околофутбольной сцене в 90-е и начале 2000-х, только в менее жесткой форме. Все изменилось в 2003 году, когда до лидеров "фирм" дошло:
если продолжать в том же духе, можно всех переубивать. Так появился уникальный "русский стайл". Это хулиганский кодекс чести, по которому все битвы происходят только на "чистых руках". Появился даже ритуал, по которому перед сражением хулиганы поднимают руки вверх, как бы показывая, что с собой у них ничего нет, и уважительно аплодируют оппонентам.
Наиболее агрессивные представители фанатской среды, избравшие в качестве главного хобби своеобразный «бойцовский клуб» с себе подобными из лагеря команды-врага. Это самая малочисленная и самая закрытая каста болельщиков. Попасть в нее крайне непросто, но если уж попадаешь, то, как правило, это всерьёз и надолго.
Фанатские войны возникают в трех видах случаев.
Во-первых, между фанатами команд, расположенных в одном городе. Например, известны напряженные отношения между фанатами миланских "Интера" и "Милана", римских "Ромы" и "Лацио", мадридских "Реала" и "Атлетико", московских "Спартака" и "ЦСКА" и т.д. Этот факт довольно легко объяснить, во-первых, борьбой за различные ресурсы, а во-вторых, тем, что фанаты этих команд слишком часто сталкиваются между собой. Когда команды базируются в разных городах, их фанаты сталкиваются всего 2-3 раза в год, а если в одном - то каждый день. Поэтому мелкие стычки постепенно перерастают в стойкую взаимную неприязнь.
Во-вторых, между традиционными городами-соперниками. Почти в каждой стране существуют города или регионы, отношения которых либо исторически сложны, либо эти города являются конкурентами в какой-либо области общественных отношений. Из наиболее известных примеров можно привести отношения Мадрида и Барселоны, или Мадрида и Бильбао (неофициальная столица басков). В России это, разумеется, Москва и Петербург. Сложные отношения такого рода вольно или невольно проецируются на отношения футбольных команд и их фанатов, превращая команды в принципиальных соперников, а фанатов - во врагов.
В-третьих, когда отношения футбольных команд принимают принципиальный характер. Часто случается, например, что одни и те же команды часто встречаются между собой в различных турнирах и если их встречи проходят в напряженной борьбе, то это может способствовать ухудшению отношений между фанатами. Бывают случаи, когда игрок одной из команд позволяет себе неприличный жест в адрес другой команды или ее болельщиков. Такие причины редко становятся поводом для серьезной войны, но могут привести к временному ухудшению отношений между фанатами.
Фанатские войны также оказывают определенное влияние на лидерство в фан-движении. Если кому-либо удается добыть в честных драках "вражескую" атрибутику, особенно атрибутику hooligan's, это заметно повышает его авторитет. Положительно на авторитете фаната могут сказаться даже травмы, полученные в ходе драки с фанатами-врагами.
В России наиболее жестокая война развернулась между московскими фан-движениями "ЦСКА" и "Спартака". Именно эти группировки были в начале 90-х самыми многочисленными в России, остальные в тот период времени только развивались.
Война стала настолько крупной и принципиальной, что по мере становления Фан-группировок других команд, они просто втягивались в эту войну в качестве союзников той или иной стороны. Так в последней массовой драке этих фанатов участвовало от 700 до 1000 человек, а в результате более десятка человек попало в больницу с травмами, а двое были в тяжелом состоянии.
"Футбольное насилие — как курение. Если вы попробовали и вам не понравилось, вы никогда не будете делать этого во второй раз. Но если понравилось, то оно войдет в вашу жизнь надолго".
Почему люди этим занимаются? Если не вдаваться в детали и наиболее лаконично объяснить выбор такого странного хобби, то придется обратиться к классике авантюрного романа и вспомнить господина Дюма, один из героев которого, мушкетёр Портос, однажды выдал свою нетленную фразу:
"Я дерусь, потому что дерусь". Как это не покажется кому-то странным, но некоторым людям действительно просто нравится заниматься околофутбольным насилием.
И не стоит все списывать на дурное воспитание, отсутствие образования и иные социальные теории о трудном детстве. Давно уже стало общеизвестным фактом, что футбольное хулиганство объединяет в своих рядах представителей самых разных социальных групп, независимо от их благосостояния, общественного положения и других аналогичных факторов. И бедные студенты, и богатые топ-менеджеры, да кто угодно может оказаться вовлечённым в это занятие. Деньги, работа, карьера не играют здесь своей привычной для современной жизни роли. И, быть может, в этом-то как раз и заключается одна из наиболее привлекательных его черт — возможность в мире цифровых технологий и генной инженерии испытать давно уже утраченные ощущения настоящего мужского братства.
Если кто-то начинает вам рассказывать (или вы где-то прочитали) жуткую историю об избитых ими младенцах и ограбленных старушках — не верьте. Все это абсолютная неправда. И объяснение здесь самое простое:
"фирмы" (так сами хулиганы называют свои группировки) воюют исключительно с "фирмами". В этом, собственно говоря, и заключается цель их создания, и именно в этом — в победе над такими же хулиганами — они находят своеобразный "кайф". Футбольное насилие давно уже трансформировалось в закрытое и в чем-то даже элитное хобби.
Да и сами эти драки, несмотря на свою массовость и хорошую организованность, в последние годы стали максимально безопасными даже для их участников, в связи с повсеместным внедрением своеобразных принципов "fair play" — уважения к оппоненту, полного отказа от использования каких-либо подручных средств и пр.
Derby Day
Подготовка к этому дню обычно начинается за пару месяцев. За это время нескольким "фирмам", которые зачастую находятся в разных городах, необходимо скоординировать действия во время дерби, или, как называют фанаты свои бои, во время "третьего тайма". Самая большая нагрузка ложится на скаутскую сеть. Внедриться во вражескую "фирму" невозможно, и скаутам приходится по крупицам собирать информацию о планах противника. В эту деятельность бывает вовлечено несколько десятков человек. Когда информация собрана, начинается планирование боевой акции.
День дерби для хулиганов начинается в пять-шесть утра, когда с разных концов города и из его пригородов бойцы небольшими группами выдвигаются на место общего сбора. Это самая горячая пора для скаута, который должен выследить вражеские "фирмы" и навести на них своих. Город превращается в игровую площадку для хулиганов. Если скаутам не удается выследить противников, лидеры враждующих группировок созваниваются и договариваются о месте боя.















